Буренков.jpg

Александр Буренков, куратор современного искусства, куратор обложек 104-го номера журнала «Сноб»

Казалось бы, что нового мы можем сказать об эмоциях и человеческих страстях, хорошо описанных еще в великих произведениях античности? Но многие из нас даже не отдают себе отчета в том, что проживают происходящий в последние 30–40 лет в социально-гуманитарной науке очередной поворот в изучении эмоций, совпавший по времени с эмоционализацией общества, развитием капитализма аффекта, общества шока по Вальтеру Беньямину, слияния публичного и приватного на всех уровнях. Перегретая до предела эмоциональная среда, влияющая даже на общение между малознакомыми людьми, — наша новая норма. Истеризация средств массовой информации приводит к тому, что любое сообщение требует эмоционального отклика, будь то навязчивая меланхолия новостной повестки, напоминающей о неотвратимости климатической катастрофы, или циничный постмодернистский энтузиазм пропаганды. Общество требует эмоционального отклика на все, но в итоге выгорает и сталкивается с атрофией чувств, объективирует и овеществляет человека.

Для оформления обложки этого номера мы обратились к трем художникам, напоминающим о том, что природа человека, тем не менее, по-прежнему непредсказуема: за фасадом расчетливого эгоиста может легко оказаться личность альтруистичная, многогранная, относящаяся ко всему в своей жизни со страстью.

Виктория Кошелева, художница

В живописи Виктории Кошелевой водоворот человеческих страстей, азарта и бесконечного карнавала закручивается в эстетический вихрь, будто собранный из обломков вселенных великих мастеров прошлого вроде Джеймса Энсора, Виктора Борисова-Мусатова или Нео Рауха. Гепард, одержимо пожирающий кость в пустыне, становится для нее метафорой страсти. Подобно миражу или фата-моргане, она ослепляет и лишает жизнь объема и глубины, отводя все силы месту своего приложения: мести, азарту, безудержному зарабатыванию или трате денег. Страсть, крайним проявлением которой может стать безумие, — болезненное искажение и уродство чувства, превращающее любовь к еде в чревоугодие, разумную любовь к себе — в гордыню, неравнодушие к другим — в насилие, одержимость или прелюбодеяние, а жизнь — в выжженную пустыню. Придерживаясь умеренного подхода в стороне от страстей, Кошелева уверенно и спокойно достигает все новых вершин: в этом году она поучаствовала в престижной летней резиденции галереи «Триумф» в Тоскане и стала первой российской художницей, приглашенной для работы над серией литографий в легендарной мастерской ручной печати Idem на Монпарнасе, где свои тиражные работы создают Дэвид Линч и стрит-артист JR.

Родион Китаев, художник

Родион Китаев смотрит на страсть как на единственный возможный способ остаться сегодня в здравом рассудке. Обращаясь к стихотворению Пушкина «Пророк», художник напоминает о предназначении любого творца, стать которым можно, лишь избавившись от пороков на сложном пути самосовершенствования. За последний год Китаев успел провести две сольные выставки во Франции, начал писать рассказы, вдохновленные эмигрантской прозой прошлого, и подготовил новую серию живописи, которая в декабре будет представлена на его сольном стенде галереи Iragui на ярмарке NADA в Майами.

Гриша, художник

Завершающий троицу Гриша, кажется, делает всё противоречащее общепринятым представлениям о самопродвижении современных художников: у него нет сайта, страницы в Сети созданы под чужими именами, а свою фамилию он скрывает. Все это не помешало художнику стать восходящей звездой российского искусства, сделать персональную выставку «Непозволительная роскошь» в галерее Ruarts в 2022 году, а в этом году выставиться в диалоге с Алексеем Лукой на стенде галереи на Cosmoscow, выбранном «лучшим стендом» на всей ярмарке. Страсть стала творческим методом художника еще в раннем детстве, до поступления в художественную школу, когда Гриша проводил огромное количество времени, изрисовывая ручкой пачки офисной бумаги. Увлечение граффити и стрит-артом помогло перенести экспрессию спонтанных жестов и интерес к экспериментам с линией и штрихом за пределы листа, на улицы города. Над созданием своих тщательно проработанных офортов, графики и рисунков Гриша работает по несколько месяцев, подобно художникам-пленистам заполняя поверхность деталями, среди которых нет главных и второстепенных. Рисуя образ капкана для обложки в течение 12 часов единой линией без отрыва от бумаги, Гриша напоминает, как легко попасть в ловушку своей страсти. Страх пустоты (horror vacui) — распространенная форма самотерапии, свойственная многим художникам артбрюта, в случае Гриши становится импульсом для медитативной практики самопознания. Она учит не только исследовать глубины страстей, но и приручать их, не становясь жертвой.