Двигатель против двигателя
Электромоторы или двигатели внутреннего сгорания? Противостояние сторонников альтернативных источников энергии и приверженцев ДВС напоминает затянувшиеся предвыборные дебаты Клинтон и Трампа. На стороне первых – мощный административный ресурс и поддержка креативного класса, на стороне вторых – дедовский здравый смысл. Интересно, как станут оправдываться воспеватели электромобилей, когда наконец вся эта экологически-электрифицированная истерия зайдет в тупик?
Жизнь, однако, показывает, что даже из глупости подчас можно извлечь выгоду. Электромобили примерно на двадцать-тридцать процентов дороже традиционных транспортных средств. Это позволило вернуться к проектам более эффективных тепловых двигателей, ранее положенным на полку по причине высокой себестоимости, – они теперь не кажутся столь дорогими.
Первой ласточкой стал двигатель VC-T («с изменяемой степенью сжатия, турбонаддувный»), созданный альянсом Renault Nissan и представленный на Парижском салоне под брендом Infiniti. Показательно, что заявка на патент по нему была подана японскими инженерами еще в начале нулевых!
Непросто рассказывать о двигателе внутреннего сгорания без углубления в суровую технику. В канун Нового года можно попробовать так: чем теплее шампанское, тем больше синяк от вылетевшей пробки. ДВС тем эффективнее, чем сильнее в нем сжимается топливно-воздушная смесь. Однако можно досжиматься и до детонации – тогда внутри цилиндров произойдет взрыв. Кстати, октановое число бензинов есть не что иное, как обозначение их детонационной стойкости. Кроме того, во всех бензиновых двигателях состав смеси меняется в зависимости от нагрузки. На сегодня ДВС – наиболее совершенный способ превращения тепловой энергии в механическую работу. Тем не менее все ДВС конструируются под девизом «приемлемо!» – чтобы и в экологические нормы вписаться, и мощность достаточную развить, и не накладно выходило.
Ах, эти милые компромиссы между инженерным гением и физикой процессов!.. В этом смысле VC-T – супермотор. Он столь же мощен, сколь и эффективен, потому что способен на разных режимах работы обеспечивать разную степень сжатия. Этим удивительным качеством – подстраиваться под режим – VC-T наделил дополнительный кривошипный механизм, удлиняющий или укорачивающий ход поршней в цилиндрах. Их всего четыре, расположены они в ряд, при этом VC-T сравним по показателям со знаменитым ниссановским 3,5-литровым V6. Двигатель VC-T может сжать горючую смесь и в восемь, и в четырнадцать раз, подстроиться под нагрузку, стиль езды и даже под качество топлива. Подобная приспособляемость вписывает VC-T в строжайшие требования по чистоте выхлопа. Достойная отповедь электрическому лобби. Гибкость в ответ на жесткость – прием, доказывающий свою эффективность не только в большой политике.
Jaguar и баннерная слепота
Успех любого товара – вопрос доверия. С этим проблемы. Трудно сказать, что тому причиной – информационное поле, напоминающее скорее поле минное, или реклама, проникающая в наше нутро с навязчивостью гельминта. В ответ вырабатывается своего рода рекламный иммунитет, получивший среди специалистов определение «баннерная слепота». Необязательно к онлайн-рекламе. Наш современник с тем же успехом не видит наружку и готов врезать по физиономии, когда ему на выходе из метро суют какую-то яркую бумажку с посулами.
Российский автомобильный рынок подтвердил сомнительную эффективность традиционной рекламы – едва продажи пошли хуже, машины пропали со щитов и с журнальных страниц. Осмелюсь предположить – совершенно безболезненно для дела. Отечественный авторынок перенасытился и встал – и хорошо, если наберет к концу года 1,4 миллиона – вдвое меньше того, что набегало в «жирные годы». Другой вопрос, что и в этой ситуации будут свои лузеры и победители.
Компания Jaguar летом 2016 года представила первый в своей истории кроссовер F-Pace, обеспечивший ей в июне астрономический рост продаж – двести пятьдесят пять процентов. При том что июнь – месяц рыночного затишья. F-Pace, безусловно, удачная модель. Но какую роль в ее продвижении сыграла реклама? В агентстве OutOfTheBox придумали для раскрутки F-Pace нестандартный ход: техноблогер Wylsa.com (Валентин Петухов) протестировал «самый дорогой в мире умный электронный браслет за три миллиона рублей» – а настолько дорогой он, само собой, потому, что к нему прилагался кроссовер F-Pace.
Такой браслет, называемый Activity Key, со встроенным внутрь передатчиком, защищенный от ударов и проникновения влаги, позволяет владельцу F-Pace оставлять ключ в машине. Сам браслет закроет автомобиль. Это удобно, например, если занимаешься серфингом, рафтингом и прочими «ингами» или же просто во время езды вдоль живописного побережья вдруг надумал искупнуться. Ну а чтобы заново открыть автомобиль, достаточно поднести браслет к букве J в названии марки на задней двери.
В рамках рекламной кампании гаджет появился на витринах крупных онлайн-магазинов, ролик Валентина Петухова о новинке просмотрели 1,8 миллиона человек. Успех акции оценили и на престижном фестивале креативности Epica Awards: агентство OutOfTheBox получило бронзу в категории «Нативная реклама». Ранее кампания «Самый дорогой умный браслет в мире» была отмечена наградами на фестивалях ADCR и «Серебряный Меркурий».
Нативная, то есть ненавязчивая, реклама – единственный, пожалуй, вид, не потерявший сегодня эффективности. В конце концов, и эту заметку большинство читателей сочтет рекламой. И где-то они будут даже правы.
Эти глаза не против
Трудно переоценить роль автомобиля в отношениях полов. Такие модели, как купе Audi A5 и Audi S5, никогда не покупают себе. Их дарят. Причем чаще всего мужчины – женщинам. Эти модели – из разряда тех подношений, что обеспечивают обладательнице дара повышенное внимание. Как бриллиантовое колье или декоративная собачка. Не скажешь же, что эта мелочь пузатая так и норовит тяпнуть за палец. Правильно, когда дама появляется в обществе с собачкой, чаще всего слышит: «Ах, какое милое создание!» И владелица думает, что это о ней, и взгляды понимающие вокруг.
Вряд ли стоит искать в этих изящных безделицах рациональное зерно. При речах о том, что в своей знаменитой трансмиссии quattro компания Audi отказалась от постоянной передачи крутящего момента к колесам в пользу подключаемого привода, глазки округлятся, ротик растерянно приоткроется, и знаток техники быстро смекнет, что собеседнице не по силам постичь, каким именно макаром Audi удалось победить пресловутую недостаточную избыточность в поворачиваемости.
То же и с дизайном – а тут все же хочется отметить купе A5 и S5 как наиболее эффектные модели в составе в целом эмоционально-сдержанного семейства Audi. Хотя дизайн является тем немногим, на что в наше время компании уповают в диалоге с потребителем, сам диалог почему-то не складывается. Как ни блистают виртуозы автомобильного стиля красноречием, как ни размахивают руками с длинными холеными пальцами, как ни стремятся заразить публику своими восторгами, а глазки все равно круглые. Впрочем, и представителю мужского пола подчас приходится делать умное лицо. Что, например, может стоять за фразой «Центральным элементом дизайна служит объемная волнообразная плечевая линия»? И лишь когда пояснишь на ушко, что в следующем сезоне в моде оттенки красного – как-никак год огненного петуха по восточному календарю, – плечико доверительно прижмется к тебе.
Едва ли не единственной темой для общения на автомобильные темы между представителями союзных полов остаются электронные гаджеты. Точка доступа Wi-Fi 4G в автомобиле – а сколько она сможет поддержать девайсов? Audi обещает, что восемь. На деле, разумеется, этого не проверишь – мест-то в А5 даже не пять, как в А4 (оба авто построены на одной и той же платформе), а всего четыре. Что если один из пассажиров начнет особо энергично воровать трафик?Ɔ.