Олег Амосов: Цены на поездки в такси поднимутся не от слияния «Яндекса» и Uber
Причины объединения
Когда два месяца назад появилась первая информация о сделке, я не поверил. Профессиональное сообщество тоже очень скептически относилось к возможности таких объединений: слишком разные стратегические подходы у компаний. Uber — международная компания, которая «взламывает» рынок и не очень гибко реагирует на его локальные условия; компания «Яндекс» выросла в России и более чутко работает в условиях этого рынка.
Но 3 мая этого года под брендом Fasten объединились крупнейшие российские агрегаторы такси RuTaxi («Везет», «Лидер») и Fasten («Такси Сатурн», RedTaxi). В регионах они занимают более 55 процентов рынка, в Москве — около 20, то есть более миллиона поездок в день. «Яндекс» по сравнению с Fasten, к примеру, делает по России в два раза меньше заказов, он представлен в 160 российских городах, а Uber — и вовсе в 16.
Слияние Fasten и RuTaxi стало толчком к тому, что агрегаторы начали объединяться: с Fasten, который вошел в пятерку крупнейших компаний мира в сфере такси, трудно было бы бороться — на рынке сейчас выживают только крупные игроки. Отсюда решение Uber и «Яндекс». Также есть информация, что такси «Максим» ведет переговоры о покупке GetTaxi.
Еще одна причина объединения — законопроект о контроле агрегаторов, который лоббируется в Госдуме. Сейчас разрешение для работы с агрегатором может выдаваться на автомобиль, а законом предлагается на водителя и машину, которая к нему будет прикреплена. В случае нарушения штрафовать будут агрегатор — на 200 тысяч рублей. Если у «Яндекса» есть механизмы для осуществления такого контроля за водителями, чтобы адаптироваться под новое законодательство, то Uber самостоятельно не справится с требованиями закона — у него сейчас просто нет такого функционала.
Третья причина объединения — следствие второй. Это софт, который у «Яндекса», безусловно, лучше. Uber это признал хотя бы потому, что теперь обе компании будут работать на программном обеспечении «Яндекса».
Продукт «Яндекса» подходит таксопаркам, потому что в нем есть система контроля за водителем и автомобилем. Перед выходом на линию водитель фотографирует машину со всех сторон. Также у таксопарков есть возможность добавлять собственные заказы для своих машин.
Что происходит с компаниями сейчас
«Яндекс» покупает 59 процентов акций Uber на постсоветском пространстве. Заказы Uber будут поступать в таксометр «Яндекса». Также «Яндекс» получает базы водителей Uber. Сегодня компании подписали соглашение о продаже акций. Детали будут проработаны в течении недели: пока остается непонятным, как будут воплощены в жизнь некоторые организационные детали — чья служба поддержки будет обслуживать клиентов, где будет офис компании, кто и как будет работать с водителями.
Программерские наработки для единого сервиса у «Яндекса» уже есть: начать работать в новом режиме они планируют в первых числах сентября.
Что будет с ценами на поездки в такси
Таксисты сейчас воодушевлены: говорят, что наконец прекратятся демпинговые войны «Яндекса» и Uber. Они надеются, что цены медленно поползут вверх.
Но изменений стоимости поездок ждать не стоит, по крайней мере в ближайшее время. Во-первых, это одна из крупнейших сделок в этом сегменте бизнеса: впереди еще проверка ФАС и другие согласования, которые займут полгода-год. Во время проверки антимонопольной службы никто не будет играть с тарифами.
Во-вторых, цены у обеих этих компаний формируются в режиме реального времени. Если маленький спрос — цена за поездку минимальная. Нет необходимости поднимать минималку: цена поездки увеличивается за счет коэффициентов, когда увеличивается спрос.