Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

GettyImages-164081696.jpg

Сергей Попов

Лучше астрономия, чем Закон Божий

Редакционный материал
С этого учебного года астрономия включена в школьную программу как обязательный предмет. Астрофизик, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Сергей Попов — о том, зачем школьникам учить астрономию и почему с введением ее в обязательную программу поспешили
1 сентября 2017 11:03

Школьные учителя в легкой панике. Они массово звонят знакомым ученым-астрономам с вопросом, не хотят ли те вести уроки астрономии в школе. Астрономы, как правило, не хотят, значит, выкручиваться придется самим — скорее всего, справляться с этой задачей придется обычным физикам. Введение астрономии в школу проводится очень поспешно: сейчас нет ни хороших учебников, ни подготовленных учителей. Вообще удивительно, что за много лет борьбы за введение астрономии как обязательного предмета ни один из энтузиастов так и не написал приличного нового учебника, который можно было бы предложить, когда, наконец, предмет появился в школьной программе. Но, конечно, лучше астрономия, чем Закон Божий.

Если взять обновленный советский учебник по астрономии Воронцова — Вельяминова, который сегодня считается базовым, то информация в нем подана в совершенно неправильных пропорциях. Например, Марсу отведено примерно столько же места, сколько теме «Метагалактика и космология». Это как если в учебнике о географии Земли про Калужскую область написать столько же, сколько про Северную и Южную Америки, вместе взятые. Это формирует сдвинутую картину мира.

В другом новом учебнике, который мне удалось посмотреть, мягко говоря, полно недочетов — видно, что его делали в спешке. Чтобы довести его до ума, понадобится несколько переизданий. Здорово, что есть люди, которые сейчас готовы активно проводить семинары и мастер-классы для учителей. Но школ в России больше 20 тысяч — невозможно загнать на семинары всех преподавателей. Вряд ли в обозримые пару лет что-то резко улучшится. Так что возникает вопрос: а не стоило ли сначала подготовиться, а уже потом вводить предмет как обязательный? Ведь, скорее всего, астрономия в школах будет профанирована: формально в журнале записи появятся, но если преподаватель — физик, то и преподавать в конечном счете будут физику, как это нередко происходило в Советском Союзе.

В качестве аргумента о введении астрономии в обязательную программу часто ссылаются на результаты опросов в духе «треть россиян считает, что солнце вращается вокруг Земли». Но эти базовые знания — почему меняются времена года, что вокруг чего крутится, как происходят солнечные затмения — всегда рассказывали на уроках начальной школы. Эти уроки называются по-разному. Например, когда я учился в школе, такие вещи проходили на «Природоведении» в четвертом классе. Поэтому базовая картина мира, усвоенная в начальной школе, не имеет никакого отношения к курсу астрономии в старших классах.

Астрономия — не просто наука о космосе; она формирует мировоззрение и общую картину мира. Современная астрофизика в школах — это описательный предмет. Физика в нем часто довольно сложная, поэтому подача материала упрощается и по большей части выглядит как рассказы о мире в картинках. Кроме того, астрономия — идеальный предмет, чтобы научить детей проектной работе. Но у нас астрономию всегда пытались свести к какими-то простым задачкам, чтобы что-то можно было взять и посчитать, назвать и перечислить, но все это не имеет отношения к современной научной картине мира.

Школы могли преподавать астрономию и год, и 10 лет назад — это не было запрещено, лишь бы были учителя-энтузиасты. Отработав 8 лет в школе, могу сказать, что у преподавания астрономии в школах есть своя специфика. Дело в том, что предметы со столь маленькой нагрузкой выживают в школах с большим трудом. Ни у учителей, ни у учеников не будет достаточно мотивации, чтобы заниматься этой наукой серьезно.

Школам понадобится время, чтобы подготовить учителей и методички, и это откатывает назад начальный пафос о введении астрономии в обязательную программу, а также демонстрируют общую непродуманность решения. Было бы интересно лет через пять провести опрос выпускников школ и спросить: а была ли у вас астрономия на самом деле и что вы узнали за курс из 32 уроков?

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Алексей Алексенко
Они существуют, растут и могут принести пользу народному хозяйству
Алексей Алексенко
Возможно, физики скоро смогут предложить нам картину мира, которая не сломает наш мозг
Дмитрий Пермяков
«Сноб» начинает публиковать серию материалов, посвященных изучению сегодняшнего положения России в космической отрасли

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.