Почти год прошел с момента трагической гибели Елизаветы Глинки, основателя и вдохновителя международной благотворительной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы». Стараниями старой команды и нового руководства фонд не только не закрыл ни одну программу, но и разрабатывает концепцию развития. «Сноб» номинирует «Справедливую помощь Доктора Лизы» на премию «Сделано в России» в категории «Общество»
Из подвала на вокзал
Большие глаза Елизаветы Глинки следят за рабочей суетой в подвальчике на Пятницкой. Ее большой портрет висит на стене.
— Горячую еду вынесли? А вещи? Давай уже, грузи.
— Медики готовы? Выезжаем через 15 минут.
Этот подвальчик на Пятницкой Доктор Лиза открыла около 10 лет назад — офис, склад, место куда приносили помощь и куда за ней обращались.
Скоро год, как Доктора Лизы нет. Но работники «Справедливой помощи» собираются на вокзал. Потому что сегодня среда. А по средам на Павелецком вокзале «Доктора Лизу» вот уже много лет ждут бездомные.
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Машина скорой помощи и еще один микроавтобус паркуются на тротуаре. Очередь выстраивается у каждой из них. В среднем две сотни человек получают помощь каждую среду.
Сейчас в планах фонда новый проект совместно с фондом «Ной»: организация «домов трудолюбия». Это позволит не просто кормить бездомных, а помогать им возвращаться к обычной жизни, предлагая им реальную альтернативу улице.
Дом милосердия
В здании бывшей больницы на Басманной Елизавета Петровна мечтала построить больницу для бедных. Ей даже удалось получить в бессрочную аренду флигель здания, сделать там ремонт. Но началась война на Юго-Востоке Украины. Лиза начала привозить больных детей в московские больницы. Дом милосердия стал для многих из них временным домом, где они могли жить между операциями, если их приходилось делать в несколько этапов.
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Эта практика продолжается и сейчас. В комнатах живут мамы с детьми в ожидании очередного вызова из больницы. Благодаря фонду они ни в чем не нуждаются.
Но война рано или поздно закончится. Дети поправятся. И в новой концепции «Справедливой помощи Доктора Лизы» есть графа, условно названная «Мечта Лизы» — Реабилитационная больница для бедных имени Елизаветы Глинки. Место, где помощь сможет получить каждый, не важно, что у него нет медполиса или даже паспорта. На этот монументальный проект придется собирать деньги не один год, но сотрудники фонда готовы воплотить мечту Лизы в жизнь.
На дорогах Донбасса
Она ездила по дорогам Донецка, Луганска, Харькова, Артемовска, не обращая внимания на мины и обстрелы, — вывозила больных детей из-под огня. Маленькая и с виду хрупкая, кричала на военных, если те не хотели пропускать ее автобусы, набитые больными детьми и их мамами. Она улыбалась детям, обнимала их, и они переставали бояться. И военные пропускали ее через блокпосты, останавливали обстрелы. Так выглядели эвакуации Доктора Лизы в 2014-м, 2015-м и даже 2016 году.
Больных детей из Донецка и Луганска «Справедливой помощи Доктора Лизы» приходится вывозить до сих пор. К счастью, в последний среди 17 детей не было ни одного, напрямую пострадавшего от войны. Но дети болеют, а в больницах Донецка им помочь не в состоянии.
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
— С начала войны от нас уехало 80 процентов реаниматологов, — рассказывает Владислав Конов, завотделением детской кардиологии и хирургии Института неотложной и восстановительной хирургии имени Гусака. — «Справедливая помощь Доктора Лизы» помогает с лекарствами, медицинскими материалами и некоторым оборудованием. Благодаря этому мы можем делать операции тут, в Донецке. Но большинству детей с пороком сердца сейчас можно помочь только в российских клиниках.
Насте Олейник нет еще и года. В больнице за ней присматривает работник детского дома, возможно, она попадет в следующую эвакуацию. У Насти дефект желудочковой перегородки и синдром Дауна.
Отправки в Москву ждут годовалая Доминика с тяжелым заболеванием сердца и ее мама Анастасия.
Свою поездку в Москву, тогда еще под руководством Елизаветы Глинки, Любовь Черкашина вспоминает с улыбкой, то и дело вытирая слезы — их эвакуация была последней для Доктора Лизы. В прошлом году четырехмесячной Веронике поставили врожденный порок сердца с рекомендацией срочной операции. Теперь ребенок здоров.
В Донецке многие вспоминают Елизавету Петровну.
— Помню, когда я познакомился с Лизой и она спросила, чем помочь, я ответил: нитки привезите! — вспоминает заведующий детским отделением областной травматологии Донецкой области Евгений Жилицын. — У нас все закончилось, пациентов просто зашивать нечем было.
Появились нитки, был привезен аппарат УЗИ, какие-то специальные приспособления, без которых ортопедические операции проводить невозможно, стерильное белье, хирургические наборы. Евгений проводит экскурсию по своему отделению, которым гордится. Рассказывает, как пришлось все организовывать, чтобы во время обстрелов переносить детей в подвал.
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
Фото: Нигина Бероева
«Справедливая помощь Доктора Лизы» продолжает отправлять в детскую травму необходимое, правда, не может прислать самого главного — врачей, которых из 18 осталось только шестеро.
— В этой эвакуации, которую вы будете проводить, нет ни одного моего пациента, — с гордостью говорит Евгений. — С тех пор мы многие операции начали делать здесь. Хотя понятно, что не все.
«Справедливая помощь Доктора Лизы» уже организовала обучение для донецких врачей в российских клиниках. Скоро получать опыт поедет следующая группа. Чем лучше будут обучены молодые специалисты из Донецка, тем больше детей сможет получить помощь, не выезжая в Россию.
Рано утром дети с мамами собираются у детской больницы в Донецке. Последние сверки документов, последние осмотры, фотографии. Еще четыре-пять часов, и мы загружаемся на борт МЧС России. Специалисты и медики следят за детьми всю дорогу. Некоторых малышей приходится перевозить в специальных боксах.
Для Володи из Шахтерска это уже четвертый визит в Москву, но он до сих пор помнит, как боялся лететь первый раз, а Доктор Лиза взяла его на руки, обняла — и больше ему не было страшно.