![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/D86EB215_4AAA_4C32_B65B_3EC8DAB76978_avatar.jpg)
Опера для народа. Совместимы ли Чайковский и иммерсивность
Неоновый гроб, мужчины в париках как у ранней Леди Гаги, проекции православных икон, символика масонов, женщина без возраста в исподнем — кое-что из того, что можно увидеть в иммерсивной опере «Пиковая дама». Также можно услышать в метре от себя симфонический оркестр из 30 музыкантов и подышать в затылок кому-нибудь из оперных певцов. Никакого скандала, никакой провокации — чистой воды аттракцион.
Александр Легчаков, который придумал сделать из оперы бродилку, пошел на большой риск. Успех иммерсивных постановок прошлого года совпал с бумом на кинематографичные квесты и со стремительным ростом российского театра. Эксперименты с включением зрителей в действо, взятые на вооружение у американского театра Punchdrunk, стали логичным продолжением этого тренда. Но опера в сознании многих людей — не площадка для инноваций. Можно вспомнить, как неистово ругали «Руслана и Людмилу» Дмитрия Чернякова еще до начала грандиозной кампании по насаждению «традиционных ценностей».
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4b/23/4b2372c38c184ef9da33826ed2ff7ba2723e5bdae025dd89a6d3582657262023.jpg)
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a4/79/a4795ac562dd0e47bcfa149c892aa897caf745166b6c726dbf9be7da7d9af512.jpg)
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/43/d1/43d1edd8dea54a011e907dadbac55b37ee30b767202a6ab58f4cf9eab0071e16.jpg)
Создатели оперы-променад сделали ставку на возможность увидеть и услышать оперных солистов на расстоянии вытянутой руки, на камерность и мрачные иллюзии, которые могут быть показаны только в темных, наполненных дымом комнатах. Этот новый оперный опыт — полная противоположность торжественному приобщению к элитарной культуре, за которой многие ходят в Большой. Главный вопрос, решающий судьбу «Пиковой дамы», — что из этого зрителю нужнее: опера-аттракцион, подчиненная духу времени, или все же традиционная опера-культ?
Идея иммерсивной оперы родилась у Александра Легчакова от желания радикально перекроить самый непластичный жанр. Он два года носился с книжкой Мейерхольда, в которой советский режиссер описал свой опыт постановки «Пиковой дамы». Очевидно, 2017 год — идеальное время для такого эксперимента. Двадцать лет назад признаком взрослого человека, по словам публициста New Yorker Джона Сибрука, были добротный костюм-двойка и абонемент в Metropolitan Opera. Сегодня Михаил Швыдкой на телеканале «Культура» разбирает творчество группировки «Антихайп», каждая гримаса времени моментально зарисовывается и анализируется. Поборники «высокого» стали выглядеть совсем уж ханжами — делить культуру на высокую и низкую становится дурным тоном, поскольку под высоким подразумевают вещи из далекого прошлого. Их смысл частично ускользает от нас в силу искаженных представлений о контексте, в который было вписано произведение.
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/34/6c/346c7d71f826554d097fedea7166ddd848c385dd3f4937dd4cdc7a0892a700cd.jpg)
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f9/a8/f9a8d331d588c7d8b001bd6cfa736b25cbc02fe639d9e90b37a1d3a52238b140.jpg)
![Фото предоставено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e4/be/e4be81ecd1055d30c8d8b520adfda2d36dab49f9c60c7d839b13971bcf7e47e1.jpg)