И суда NET
Несмотря на сокращающееся из года в год финансирование (Министерство культуры и департамент культуры Москвы давно уже не дают NET ни копейки, сосредоточившись на поддержке «традиционных ценностей»), к нам приедут настоящие хедлайнеры лучших европейских театральных фестивалей, причем привезут весьма дорогостоящие проекты. Спасибо генеральному партнеру – Фонду Михаила Прохорова, а также СТД РФ, Гете-институту и Швейцарскому совету по культуре в Москве. Специально начинаю с них, потому что театр – искусство очень затратное, в нем отказ от господдержки фактически означает запрет на профессию, и неплохо бы это помнить тем, кто государственные деньги выделяет, и тем, кто призывает от них вообще отказаться.
На этот раз в афише много новых имен. NET ХIХ откроется «Проектом необычных погодных явлений» (Unusual Weather Phenomena Project) швейцарца Тома Луца, который работает на пересечениях пантомимы, музыки, драмы, документального театра и кабаре. Мультимедийными, синтетическими приемами сегодня уже никого не удивишь, но Луц исследует довольно необычный предмет: труд американского физика Уильяма Корлисса «Настольная книга природных аномалий», в которой утверждается, что изучать природу надо не по законам, а по исключениям из них. Как советует арт-директор фестиваля Марина Давыдова, «те, кто полюбил спектакли известного французского режиссера Филиппа Кена, должны все бросить и бежать на Луца. Будет иронично и медитативно».
Настоящая сенсация – показ в Москве перформанса греческого режиссера и хореографа Димитриса Папаиоанну «Великий укротитель» (The Great Tamer), который стал главным событием последнего Авиньонского фестиваля. Это завораживающее визуально-пластическое действо, главная тема которого – человек на земле. Автор вместе с перформерами проходит все этапы: от мифов Древней Греции и эпохи Возрождения до сюрреализма, современного искусства и футурологических прогнозов. Димитрис Папаиоанну делал открытие Олимпиады в Афинах в 2004 году, а теперь играет на театральном поле и у всех выигрывает.
Впервые в Россию приедет португалец Тьяго Родригес, интеллектуал, ставший режиссером и перформером, еще одна новая звезда европейских фестивалей. Он покажет свою авторскую работу «Наизусть» (By Heart), героями которой будут зрители – десять волонтеров из публики, выбранные случайно и не знающие, что им придется делать. Именно они на наших глазах станут разучивать 30-й сонет Шекспира, доказывая, что театр – это то убежище, где в самые варварские времена можно воскресить Слово. Такая своего рода перекличка с проектом «Звезда» «Гоголь-центра», тоже возвращающим средствами современного театра великую поэзию. Хотя формально современный театр и отказывается от слова, он же выявляет его глубинный, недоступный прежде смысл. Если вспомнить успех прошлогоднего Gala Жерома Беля, где тоже участвовали волонтеры, интерес зрителей к этому представлению обеспечен.
В русской части программы – два любопытных спектакля из Питера. Это новая работа Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Пушечное мясо» – в рамках NET состоится ее премьера (на прошлом фестивале спектакль тех же авторов «Карина и Дрон» был одним из лучших). И «Сталкеры» Бориса Павловича, Александра Машанова и Жени Анисимова – диалог со знаменитым фильмом Тарковского. Как известно, братья Стругацкие оставили Сталкера, Писателя и Профессора на пороге комнаты исполнения желаний, и актеры с помощью драматургов Максима Курочкина и Алексея Слюсарчука додумывают, что же произошло дальше.
Еще одна премьера – танцевальный перформанс Анны Абалихиной «Парад». И здесь предметом осмысления становится ушедшая культура – одноактный балет «Парад», созданный в 1917 году композитором Эриком Сати, писателем Жаном Кокто, художником Пабло Пикассо и хореографом Леонидом Мясиным. Вступительное слово к программке балета написал Гийом Аполлинер, впервые употребив термин «сюрреализм». Публика встретила то представление крайне агрессивно – она вскочила на ноги и угрожала авторам, по воспоминаниям очевидцев. Прошло сто лет, но зрителей, готовых едва ли не физически уничтожить то, что им представляется вредным в искусстве, не убавилось – поэтому перформанс об отношениях художника и обывателя (да еще наделенного властью) наверняка привлечет внимание.
Будет еще один интереснейший оммаж. В этом году завершилась яркая глава в истории современного театра: после двадцати пяти лет руководства Франк Касторф покинул знаменитый берлинский театр Фольксбюне. Его работы хорошо знали и любили в Москве, и NET совместно с сетью кинотеатров «Каро» организует видеопоказ трех знаковых спектаклей последнего сезона Фольксбюне. Это «Пфуш» (режиссер Герберт Фрич), «Знакомые чувства, смешанные лица» (Кристоф Марталер) и «Фауст» (Франк Касторф).
И это далеко не все из афиши NET 2017. Мы снова – хотя бы на полтора месяца – почувствуем себя полноценными участниками мирового театрального процесса, который сегодня неотделим от contemporary art во всех его проявлениях.