Путешествие во времени
Запретить что-то — это самое простое решение. И на кого-то это может подействовать. Но запрет должен идти вместе с разъяснениями, почему он нужен. Допустим, я просто говорю своему сыну: вот этого делать нельзя. Что бы вы сделали на месте десятилетнего ребенка? Я бы тут же мысленно послал того, кто мне что-то запретил. В одно ухо влетело — в другое вылетело.
Вот вам пример. В какой-то момент своей жизни я разделил с женой обязанности по помощи ребенку со школьными заданиями. Она занималась литературой, а я, как технарь, помогал ему с физикой и математикой. Однажды ребенок запустил учебу и у него появился страх школы. Я посадил его перед собой, мы начали разбираться. И я думал: «Бог ты мой, какой же ты тупой, как ты этого не понимаешь?» Психанул, сказал жене: «Иди со своим сыном разбирайся, а то я его сейчас убью». Пришел в себя и подумал: почему у меня нет контакта с сыном? Потому что я взрослый, у меня закончена школа, высшее образование, а он — пятиклассник. Я сел за учебники за пятый класс, погрузился в них, и мы начали разговаривать на одном языке.
Если человек, ни разу не видевший моря или заходивший в него только по колено, говорит «плавай здесь, а не там», то это ничем не закончится
Нужно попытаться совершить путешествие во времени и вернуться в свое детство. Представить, что вам десять лет. Только будучи с ребенком «в одном возрасте», можно найти общие интересы и двигаться дальше.
Когда вы говорите подростку, что он испортит зрение — для него это пустой звук. Даже для многих взрослых это ничего не значит. Для ребенка эта фраза не работает, она вызывает неприятие. И в таком случае взрослый должен владеть гаджетом в совершенстве. Пока я сам не погружен в компьютерные игры, я не могу быть экспертом в этом вопросе. У нас нет общего языка. Я для ребенка — не авторитет.
Чтобы стать экспертом, нужно туда нырнуть, поплавать в океане, понять какие есть течения. Узнать, где обитаемые, а где необитаемые острова, и объяснить ему, что полезно, а что нет. Если человек, ни разу не видевший моря или заходивший в него только по колено, говорит «плавай здесь, а не там», то это ничем не закончится.
Юрий Сорокин — клинический психолог, тренер и психотерапевт Московского Гештальт Института