Михаил Лидин: Нужно ввести ответственность за пропаганду мракобесия на телевидении
Эта инициатива депутатов не решит проблемы: в случае введения уголовной ответственности маги, экстрасенсы и целители легко смогут переименоваться в парапсихологов или даже в психологов, а ритуалы назвать консультациями. Ведь получить диплом сейчас ничего не стоит.
К тому же я сомневаюсь, что законопроект будет одобрен. Во-первых, эти инициативы много раз появлялись на законодательном уровне и сходили на нет. Рынок паранормальных услуг приносит большие деньги. Это бизнес, и я думаю, что в нем замешаны в том числе и госструктуры. Во-вторых, целителей и экстрасенсов и так привлекают по статье «Мошенничество». Однако это случается не так часто, так как доказать что-то сложно. Зачастую «магические» услуги оказываются без заключения договора, факт передачи денег никак не фиксируется. А если и есть договор, то там указывается, что деньги платятся за сам «магический» ритуал, а не за результат.
Я бы предложил ввести ответственность за пропаганду в СМИ всего этого мракобесия — в частности, на телевидении. По самым скромным оценкам, около трети россиян верят в сверхъестественное, и СМИ сыграли в этом не последнюю роль. Фактически передачи типа «Битвы экстрасенсов» — реклама и пропаганда. Участники подобных ТВ-шоу открывают магические центры и ведут прием, якобы помогая людям.
Важно просвещать людей, но для этого необходимо уравнять возможности: СМИ постоянно подпитывают миф об экстрасенсах, и пока он есть, просветительская деятельность будет иметь небольшой эффект. Я вхожу в оргкомитет премии имени Гарри Гудини. Экстрасенс или маг, который пройдет испытания и подтвердит свой «дар», получит 1 миллион рублей.
Самая первая проверка у нас была в сентябре 2015 года. К нам пришла финалистка 7-го сезона «Битвы экстрасенсов» Бахыт Жуматова, которая утверждала, что может чувствовать деньги. Мы ей дали 10 коробочек с конвертами внутри: в одной лежали деньги, в других — бумага. У Жуматовой было несколько попыток, и она ни разу не угадала, в какой из коробок деньги. Очень смешные отмазки были: «Ну, если бы вы миллион спрятали, я бы нашла. Коробки черные, мрачные, если бы они были перламутровыми...»
В тот же день мы тестировали пенсионера, который якобы мог чувствовать металл руками, находить скрытую проводку. Результат аналогичный — ни одного попадания. Были у нас и «видящие ауру», и «общающиеся с духами». Мы ставили за ширмы четырех девушек и одного мужчину, и просили «экстрасенсов» найти мужчину в 7 из 10 попыток. Правилами предусмотрено, что «экстрасенс» может подать повторную заявку. Некоторые говорили, что попытают счастье в другой день, но никто не приходил. Иногда нам присылают видео: «Смотрите, телекинез!» Мужчина делает какое-то движение рукой, и пластиковый стаканчик улетает. Видно, что он на стаканчик дует. Наша деятельность направлена на то, чтобы выработать у людей критическое мышление по отношению к заявлениям о паранормальных способностях. Но это ничто, пока на ТВ идет 18-й сезон «Битвы экстрасенсов» и с десяток аналогичных шоу.
Подготовила Анна Алексеева