Ольга Леткова: Главная задача — не допустить разврата
Ввести в школьную программу уроки «семьеведения» предлагал бывший детский омбудсмен Павел Астахов, затем нынешний — Анна Кузнецова. В ноябре этого года представитель Ассоциации родительских комитетов вновь подняла эту тему на встрече с замминистра образования, предложив включить новый предмет в образовательный стандарт, после чего идея была «принципиально одобрена». По мнению Ольги Летковой, уроки должны проводиться по учебнику «Нравственные основы семейной жизни», написанному монахиней Ниной Крыгиной и иереем Димитрием Моисеевым. В настоящее время этот курс факультативно преподается старшеклассникам в 60 регионах России. В то же время в Институте развития образования ВШЭ группа научных сотрудников под руководством профессора Артура Реана разрабатывает другой учебник по этой дисциплине.
Ɔ. Ольга, вы обсуждали инициативу с авторами курса — монахиней Ниной Крыгиной и священником Димитрием Моисеевым?
Нет, мы ни с кем ни о чем не договаривались. Мы родительская общественность и работаем в большинстве регионов России. Мы проводили мониторинг и решили, что это самый удачный курс на сегодняшний день. С тем, что этот предмет нужен, никто не спорит. Более того, Научно-координационный совет Российской академии образования по вопросам семьи и детства постановил, что курс «семьеведения» просто необходим.
Ɔ. Ваше предложение совпадает с идеями Анны Кузнецовой?
Я не видела, чтобы Анна Юрьевна делала какие-то внятные заявления относительно того, какой курс она хотела бы видеть. Вообще таких предложений очень много, не только от омбудсмена. Этот вопрос буквально витает в воздухе. В мае Владимир Путин объявил план Десятилетия детства в России, поэтому многие ведомства и выступили с похожими инициативами. Какой именно курс должен лечь в основу «семьеведения» по версии Кузнецовой, мы не знаем. А это самый принципиальный вопрос.
Целью является введение старшеклассников в традиционную систему семейных ценностей
Ɔ. На чем основан курс, который вы предлагаете?
Это интерактивный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье. Он рассматривает роли мужчин и женщин в традиционной семье. Например, там есть глава об особенностях пола, где рассказывается про мужественность и женственность. Целью является введение старшеклассников в традиционную систему семейных ценностей.
Ɔ. В учебнике утверждается, что умственные способности мужчин значительно выше, чем у женщин. Как вам кажется, это справедливо?
Может, вы не так поняли. Я думаю, там имеется в виду, что мужская психология отличается от женской. А не то, что женщина более ущербна. Я это понимаю так.
Ɔ. Астахов предлагал ввести уроки семьи вместо уроков полового воспитания. Будут ли в курсе, который предлагаете вы, основы полового воспитания, будут ли школьникам давать знания о контрацепции?
Там все довольно целомудренно. И не рассказывается о том, о чем родители не хотели бы, чтобы их дети узнали, — однополых и извращенческих связях, контрацепции. Вопросы отношений затрагиваются с более серьезной стороны. Преподавание как такового секс-просвета — это знания о половой жизни. Если мы говорим об основах семьи, то мы говорим о других проблемах — рисках ранних половых связей и абортов. Поверьте, они знают про половые отношения, но не знают тех вещей, которые должны были бы знать. Наша задача детей не развращать, а дать им необходимую информацию.
Ɔ. В учебнике есть ссылка на статью о телегонии. Что вы об этом думаете?
Я не смогу это прокомментировать. Я не знаю, утверждают ли авторы учебника, что телегония существует.
В учебнике не рассказывается о том, о чем родители не хотели бы, чтобы их дети узнали, — однополых и извращенческих связях, контрацепции
Ɔ. Из всего курса только один урок посвящен конфликтам в семье. Этого достаточно?
Курс рассчитан на построение счастливой семьи. Я не считаю, что нужно муссировать тему конфликтов. Нужно уделять внимание тем позитивным возможностям, благодаря которым у наших детей будут счастливые семьи. Вот в чем главная задача этого курса.
Ɔ. Кто будет преподавать этот курс?
Несмотря на то что курс написан двумя священнослужителями, семейные ценности может преподавать любой человек. Кстати, монахиня Нина Крыгина — профессор семейной психологии, защитила диссертацию на тему «Семейно-половое воспитание в закрытых детских домах». То есть человек профессионал. И священник Димитрий Моисеев тоже — он кандидат биологических наук.
Ɔ. В чем проблемы введения нового предмета, которых нужно будет постараться избежать?
В первую очередь нужно избежать примитивизации. Если мы пойдем по западному пути или будем исполнять западный заказ, то мы введем уроки полового просвещения. Главная задача — не допустить разврата. Его хотелось бы избежать. Кроме того, это очень деликатный вопрос, и он должен решаться с участием родителей. Некорректно разрабатывать курс в закрытом режиме, должно быть обсуждение. Иначе мы столкнемся с недовольством родителей.