Безумный забег артистов Таганки
Как записывалась грампластинка «Алиса в Стране чудес» с текстами песен и музыкой Высоцкого, известно далеко не всем. А поэт посвятил этой работе около трех лет, сначала отказывался от нее, но в конце концов сдался — говорят, под напором Марины Влади, которая сама незадолго до этого исполнила роль Алисы в радиоспектакле в Париже. В 1976 году пластинка увидела свет и имела оглушительный успех, хотя весь проект был на грани срыва: Наталья Сац на художественном совете отзывалась о песнях Высоцкого как о текстах, «развращающих детей». Впрочем, усмотреть в его стихах политический подтекст было несложно: чего стоят хотя бы песни «Мы антиподы» или «Про королевское шествие».
Создатели спектакля «Беги, Алиса, беги», вдохновившись примером Высоцкого, тоже сделали из детской сказки про путешествие девочки в волшебную страну актуальную, социально и политически окрашенную постановку, не забыв при этом, что в основе ее все-таки лежит прекрасный мир парадоксов и абсурда. Драматург Валерий Печейкин написал новую историю про «Алису», сохранив некоторых персонажей Кэрролла и остроумные придумки Высоцкого, композитор Иван Кушнир сочинил другую музыку, а художник Мария Трегубова вообще разошлась не на шутку: говорят, такой масштабной сценографии еще не знала сцена Таганки.
На сцене творится нечто невообразимое. Картинки сменяют одна другую с бешеной скоростью. Драматические эпизоды чередуются с музыкально-танцевальными, а для пущего эффекта целая вокально-хореографическая группа статистов сопровождает исполнение песен Высоцкого. На заднике — «выразительные» проекции: решетки тюремной камеры сменяются идиллическими картинами райской природы, дороги и линии электропередач — синим безоблачным небом, арены ликующих болельщиков — роскошным театральном залом, руины домов — шикарным белым лайнером. На сцене то «пляшут» огромные картонные куклы, то «пасется» опять же картонное стадо баранов, то вырастает дремучий лес, то устраивается безумное чаепитие с чашками в человеческий рост. По бокам сидят музыканты, играющие временами надрывную, временами лирическую, а временами тревожную музыку; красный занавес ездит взад-вперед, а во втором действии еще и вертится вокруг своей оси. Туда-сюда разгуливают животные невиданной красы. Белый Кролик (Никита Лучихин) и Мартовский Заяц (Дмитрий Высоцкий) — две огромные ростовые куклы, мягкие и пушистые. Они вечно подкалывают друг друга, один — белый, другой — серый, один — изворотливый и хитрый, второй — растяпа и вечно проигрывает первому. Красавец Чеширский Кот (Метелкин Александр) — вальяжное, добродушное и ленивое существо, склонное к меланхолии и любящее пустить слезу. Шляпник (Сергей Ушаков) — с горой цилиндров на голове. Совершенно умопомрачительная Синяя Гусеница (Екатерина Варкова), курящая кальян и потому пребывающая в некоем дурмане. И, наконец, блистательная Королева (Ирина Апексимова) — изначально Червонная, как у Кэрролла, но ставшая Червивой — по собственной воле. Что ни говори, Страна чудес. Но это только «внешняя» сторона постановки, в которой соединились абсурд современной действительности, актуальная повестка дня и философское содержание.
«Встать, суд идет!» — призывает зрителей Мартовский Заяц. Недоумевающие зрители нехотя поднимаются с мест, и взорам их открывается мрачная и устрашающая картина суда над Алисой. У Кэрролла в книге тоже был бессмысленный судебный процесс над героиней, правда, не в начале, а в конце сказки. А тут Алису буквально сразу же приговаривают к смертной казни, наутро ей должны отрубить голову. Осужденная судорожно планирует побег: за сутки она должна найти выход, ту самую нору, в которую она провалилась, попав сюда. И как-то сразу на ум приходит дело «Седьмой студии», вызывающее абсолютно те же вопросы: за что, зачем и почему?