Top.Mail.Ru

GettyImages-174905428.jpg

Катерина Мурашова

Почему говорить с детьми о безопасности бесполезно?

Редакционный материал

Детский психолог предлагает свой способ обучения детей правилам выживания в этом мире

9 Апрель 2018 10:40

Я считаю, что говорить с детьми о безопасности бесполезно. Их нужно учить действовать.

У детей, особенно маленьких, развито наглядно-действенное мышление. Они обучаются и усваивают все путем действия.

Я лично знаю случай, когда обученный родителями шестилетний ребенок спас захлебнувшегося семилетнего брата. До того как прибежали взрослые, он сделал искусственное дыхание и спас ребенка.

Проходя мимо огнетушителя, я думаю: «Черт возьми, я даже не знаю, где у него кнопка». Если вдруг начнется пожар и у меня окажется огнетушитель, я не уверена, что смогу им воспользоваться. Ведь меня никто и никогда этому не учил. И не факт, что я вовремя сумею его открыть и он будет действовать.

Если у кого-то есть желание обезопасить ребенка, этому человеку нужно составить план, какую именно стрессовую ситуацию он хочет пройти: утопление, пожар, заблудиться в лесу, серьезная травма. А потом вместо курса риторики и начала архитектуры — что там проходят в дорогих гимназиях? — ввести курс безопасности. Это должны быть не лекции, не уроки, не разговоры с детьми. Это должно быть действие. На то, чтобы научить пользоваться огнетушителем, нужно потратить несколько огнетушителей.

Когда происходит что-то резкое, когда выброс адреналина и организм в стрессе, мышечные действия могут вспомниться — например, как натянуть противогаз

У нас две регуляторных системы: нервная и гуморальная. Первая — это быстрое реагирование. А гуморальная — это процесс реакции через гормоны. Когда происходит что-то резкое, когда выброс адреналина и организм в стрессе, мышечные действия могут вспомниться — например, как натянуть противогаз. А инструкцию по огнетушителю, даже если несколько раз прочел, вспомнишь вряд ли.

Я считаю, что учить всему детей нужно с четырех лет, как только ребенок оказался в большом мире. И до подросткового возраста, до 12–13 лет он уже должен быть «снаряжен» всеми возможностями. Но и с подростками говорить нужно точно так же. «А сегодня, дети, мы будем учиться обращаться с огнетушителями, это очень эффектно». И я не думаю, что хоть один подросток сможет это проигнорировать. Представьте, что на стенах висят обучающие плакаты — и вносят «человека», у которого произошло что-то. Дети должны быстро сориентироваться по информации на плакатах. А учитель — сказать: «Так, у тебя он умер — потянув за ноги, ты, скорее всего, что-то сместил. У тебя умер, а у тебя выжил и остался инвалидом. А вот ты сделал все правильно».

Честно говоря, я думаю, что и взрослых нужно учить точно так же.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

«Сноб» поговорил с учителями, психологами и подростками о том, как обсуждать происходящие рядом с нами трагедии и как мы можем уберечь наших детей от самого страшного
Внезапно возникший скандал вокруг высказываний Татьяны Черниговской о разнице мужского и женского интеллекта вдохновил нашего колумниста на участие в дискуссии о гендерном равенстве

Новости партнеров

Десять московских тинейджеров рассказали «Снобу», как родители обсуждают с ними безопасность — и как это стоило бы делать

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.