![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/CA15B0AA_92C9_445C_8903_947AF86586FF_avatar.jpg)
Возвращение на рельсы
Былое величие
Френсис Бэкон утверждал, что «три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». В XIX веке именно железные дороги обеспечили выполнение третьего условия и послужили одним из главных драйверов роста мировой экономики. К началу Первой мировой войны на железнодорожный транспорт приходилась треть мирового грузооборота, а во внутреннем сообщении — более 70%.
Однако XX век прошел для железных дорог под знаком конкуренции со стороны автомобилей и авиации: борьбы, в первую очередь, за скорость и комфорт. Это состязание, с одной стороны, привело к развитию отрасли: электрификации железных дорог, эволюции локомотивов, появлению скоростных поездов, поездов на электромагнитной тяге и т. д. С другой стороны, все же пустило корни представление о железных дорогах как об «уходящей натуре», как о транспорте прошлого. Тут наиболее характерен пример США, где и расцвет, и упадок железных дорог был одинаково грандиозен: сначала именно они стали символом стремительного освоения Запада, но в 1960–70-х годах пришли к краху, уступив автомобильному транспорту и авиаперевозкам. Впрочем, значительную роль в этом сыграла политика властей. Сегодня в США пассажирские поезда дальнего следования являются чем-то вроде туристического аттракциона, и билеты на них стоят дороже, чем на самолет.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/41/a7/41a7d08309d9c8b8c8dc6aaf0d788bab103fed51bd82e35c8725142c026b7b94.jpg)
Мир изменился
В России тоже можно услышать мнение о том, что самолеты скоро в той или иной степени заменят поезда. Однако общемировые тенденции показывают, что похоронные речи преждевременны. И даже наоборот, в XXI веке железнодорожный транспорт обретает новые преимущества и перспективы. Как отмечается в исследовании британской консалтинговой и проектной компании Arup «Будущее железных дорог — 2050», это связано со следующими глобальными трендами:
- Рост численности населения и, одновременно с этим, рост его мобильности. Как следствие, растет пассажиропоток, а вместе с ним усиливается перегруженность дорожной инфраструктуры личным автотранспортом.
- Нарастание процессов урбанизации, концентрации населения в разрастающихся агломерациях. Этот процесс также стимулирует всемерное развитие транспортной инфраструктуры.
- Рост внимания к экологии, усиление экологических требований, что обусловлено проблемами загрязнения окружающей среды, глобальным изменением климата и в целом растущим ощущением ответственности человека перед природой.
- Общая установка на экономию энергопотребления и, шире, на бережливое отношение к любым ресурсам, в соответствии с философией устойчивого развития (sustainable development).
В свете сказанного экологичность железных дорог, их высокая пропускная способность и вместимость, а также способность обеспечить точный и прогнозируемый до минуты график перемещения становятся неоценимыми преимуществами перед другими видами транспорта. К тому же железные дороги имеют большой потенциал энергосбережения, что, с одной стороны, соответствует общемировому тренду, а с другой, является ключевым фактором повышения рентабельности.
Следует вспомнить, что у железнодорожного транспорта есть и другие преимущества, среди которых:
- высокая безопасность (второе место после авиатранспорта),
- независимость от погодно-климатических условий,
- относительно низкая стоимость транспортировки,
- возможность доставки пассажиров из центра города и в центр города (в отличие от авиации, аэродромы которой, как правило, вынесены за пределы городов).
Все это вместе вселяет уверенность в том, что железные дороги в ближайшем будущем ожидает глобальный ренессанс. Отдельные его проявления уже заметны.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/48/f3/48f3f647e22686b9005b72761c2fd0391cdcca7bf9f586a388cd776a0b278e00.jpg)
Динамика рынка
Рынок железнодорожных перевозок растет. С 2005 по 2015 годы мировой объем грузовых железнодорожных перевозок увеличился на 18%, а пассажирских — на 52%. Особенно сильный рост пришелся на городской железнодорожный транспорт — 69%.
В случае с пассажирскими железнодорожными перевозками очень заметен географический фактор: основным рынком (79%) является Азия, причем 75% приходится всего лишь на три страны — Китай (33%), Индию (31%) и Японию (12%). Также Азия — самый быстрорастущий рынок. По прогнозу, к 2025 году ее доля в пассажирских железнодорожных перевозках увеличится до 82%.
Самые динамично растущие сегменты пассажирского рынка — пригородное сообщение и высокоскоростные поезда. Львиная доля прироста в высокоскоростном сегменте обеспечена Китаем. Крупнейший в мире транспортный проект, «Новый шелковый путь», также предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной линии, которая соединит КНР с Европой.
Но Азией рост отрасли не ограничивается. В числе самых масштабных транспортных проектов — Калифорнийская высокоскоростная железная дорога, которая к 2029 году должна соединить главные города штата, уже отчасти запущенная лондонская железнодорожная система Crossrail, французский Grand Paris Expressи другие проекты.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/81/2c81ab1feed6b7702ce7ed173cfc1735cc62c082d34bf4a828643635c68a2c6c.jpg)
Необходимость перемен
Однако воплощение радужных перспектив требует принципиальной модернизации отрасли. Потому что, с одной стороны, приходят цифровые технологии, позволяющие «переизобрести» железнодорожные перевозки, а с другой — меняются потребности пассажиров.
Среди прочего современный пассажир ожидает следующего:
- максимально простые и гибкие сервисы (поиск информации, составление маршрутов, покупка и оформление билетов);
- постоянная информированность (до и во время поездки);
- возможность работать в пути (мобильный офис);
- торгово-досуговая инфраструктура на протяжении всего путешествия (в поездах и на вокзалах/станциях).
Чтобы повысить экономическую эффективность железных дорог и безопасность предоставляемых услуг, а также удовлетворить потребности пассажиров, необходимо внедрение технологий так называемой Четвертой промышленной революции — технологий интеграции вычислительных ресурсов в физические процессы. Применительно к железным дорогам наиболее актуальны следующие из них:
Интернет вещей (IoT, Internet of Things)
Раньше это понятие ассоциировалось преимущественно с технологиями «умного дома», но сегодня подключенные к интернету устройства уже вездесущи. Основная функция подключенных к интернету устройств на железной дороге — контролирующая. Тысячи объединенных в сеть датчиков позволяют в режиме реального времени отслеживать состояние подвижного состава, дорожной инфраструктуры, перевозимых грузов, объем пассажиропотока, учитывать потребление электричества, воды и тепла, качество выполнения производственных операций и многое другое. Интернет вещей является частью программы «Цифровая железная дорога», реализуемой ОАО «РЖД».
Большие данные (Big Data)
Обработка собранной датчиками информации открывает множественные пути к повышению эффективности железных дорог. Однако, чтобы с пользой применить эти данные, нужны не только вычислительные мощности, но и изобретательный подход к их интерпретации. Вместе с партнерами по отрасли железные дороги находят всё новые способы применения больших данных.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f3/8b/f38b95b0fc7fdc25ebf657aa1c16f87e1e5adf8b8e88389d7f43db868993d016.jpg)
Искусственный интеллект
Полноценный искусственный интеллект пока еще остается фантастикой, но интеллектуальная система управления железнодорожным движением — это уже реальность, в том числе в России. Она создает всеобъемлющую динамическую модель перевозок, которая позволяет выйти на качественно новый уровень планирования технологических процессов. Система обеспечивает экономичную мультимодальную (то есть с использованием разных видов транспорта) транспортировку грузов; создает единое информационное пространство железных дорог; ведет мониторинг действий диспетчеров и постепенно сама накапливает знания о правилах диспетчерского управления, чтобы впоследствии заменить человека.
Беспилотные системы и устройства, робототехника
В скором будущем машины примут на себя значительную часть работ по обслуживанию железных дорог: тянуть поезда будут беспилотные локомотивы; дроны будут с воздуха наблюдать за состоянием инфраструктуры, анализировать пассажиропоток, обеспечивать безопасность движения и предупреждать вандализм; беспилотные электрокары возьмут на себя транзитное перемещение пассажиров и багажа на пунктах посадки/высадки/пересадки. Подобные системы уже успешно работают в ряде стран.
Распределенные реестры (блокчейн)
С помощью блокчейна может осуществляться, например, регистрация пассажира. Требуется лишь однократное цифровое заверение его личности. «Цифровая личность» существенно упрощает и ускоряет процедуры бронирования, покупки билета, регистрации на рейс, получения дополнительных услуг на вокзале и в поезде. Такая система уже внедрена, например, на железных дорогах Германии. А РЖД в настоящее время апробирует технологию блокчейн при грузовых перевозках.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/4d/bb4d7371dc9bc97db521f83215cc5d1740cb87cae46ead98af5dbecc65d4de13.jpg)
Трехмерные технологии
Цифровая инженерия (Digital Engineering) открывает принципиально новый подход к проектированию, строительству, эксплуатации и управлению комплексом транспортной инфраструктуры, локомотивов и подвижного состава. Трехмерные технологии — от 3D-дизайна и 3D-моделирования до испытаний на 3D-полигонах и материализации с помощью 3D-печати — существенно сокращают продолжительность цикла разработки, экономят финансовые ресурсы, но, что самое главное, помогают добиться более высокого качества продукции.
Виртуальная и дополненная реальность (VR, AR)
Эти технологии находят все больше применения в разных областях, в том числе на железной дороге: от тренажеров для машинистов и диспетчеров до виртуальных торговых витрин в поездах и на станциях, позволяющих совершить покупки с помощью смартфона.
Другие технологии
Впрочем, технологический прогресс — это не только «цифра». Большие перспективы открывает использование новых материалов и покрытий: более прочных, легких, долговечных, экологичных.
Если отдельно говорить об энергоэффективности, то существуют, например, электрохромные стекла, позволяющие регулировать количество проходящего света и тепла. Или пьезоэлектрические напольные покрытия, которые преобразуют давление человеческих ног в электроэнергию. На железной дороге есть место светодиодному освещению, фотоэлектрическим солнечным панелям и другим современным технологиям энергосбережения.
Существуют и принципиально новые концепты, связанные с рельсовым транспортом, но уводящие далеко от современного образа железных дорог. Например, подземные грузопроводы, которые позволят, с одной стороны, разгрузить наземные пути сообщения, а с другой — ускорить доставку грузов. Или один из проектов Илона Маска — вакуумные поезда, несущие пассажиров на скоростях, близких к авиационным. Или совсем уж фантастические гравитационные поезда, движимые земной силой тяжести, как в фильме «Вспомнить все».