Еще со времен студенчества я изучаю мозг — как он работает, его высшие функции вроде воображения и сознания. Далай-лама с шести лет изучает буддизм, с уважением высказывается о науке и предлагает развивать научный буддизм, а не буддологию.

Получается, мы занимаемся одним делом и исследуем один и тот же объект — сознание человека. Просто делаем это с помощью разных инструментов. Мы — с помощью науки, буддисты — с помощью изучения чистого разума.

Не только я, но и другие ученые читали буддийские книги о работе мозга и природе сознания. И когда мне представилась возможность провести два дня с далай-ламой, я успел задать ему три ключевых для меня вопроса.

Фото: Игорь Янчеглов
Фото: Игорь Янчеглов

Первый — как он представляет процессы, происходящие в голове у человека.

Здесь есть два варианта ответа: либо процессы организуются внутри головы сами, либо ими кто-то управляет снаружи. В большинстве религий говорится, что все управляется снаружи. Но далай-лама дал однозначный ответ: никакого «оператора» вне головы не существует. Все процессы происходят внутри.

Вторым интересующим меня вопросом был такой: как сознание может влиять на тело? Ведь оно не имеет ни веса, ни скорости, ни энергии. У нас, ученых, разработана целая система, которую мы назвали «психосоматикой». Мы знаем, что если человеку портят нервы, то в результате у него будет болеть желудок. Но у буддистов на этот случай есть очень интересный ответ. Сознание не просто влияет на тело, оно влияет на то, как к этому человеку относятся другие люди и как он будет чувствовать себя в этой жизни. Это понятие «кармы» очень трудно исследуемо с точки зрения естественно-научного подхода, но меня оно заинтересовало. Что такое карма с точки зрения ученого?

Я спросил у далай-ламы, как формируется карма. Он ответил, что карма — это проявление духовного и сознания. Это преднамеренное, умышленное действие. А мы должны понимать это на своем научном языке. Здесь есть перспектива для исследований. С нашим инструментарием мы можем изучать, как меняется активность мозга в зависимости от преднамеренного, намеренного и ненамеренного действия. Думаю, что за этот год мы сможем провести в нашей лаборатории все запланированные эксперименты и, если все сложится удачно, выйдем с результатами исследований на эту тему в следующем году.

Фото: Тензин Чойджор
Фото: Тензин Чойджор

За два дня, проведенные с далай-ламой, мне больше всего запомнилась одна его фраза: о том, что наше духовное и сознательное формирует наше психическое состояние. Человек не просто «что-то сделал и забыл» — его поступок или то, как поступили по отношению к нему, продолжает изменять его представления о мире. Вчера в Дхарамсале кто-то поделился со мной водой, и он мог тут же об этом забыть, но это отложилось в системных механизмах моего мозга. И новое восприятие мира накладывается на опыт, включающий этот поступок.

Каждый день мы накапливаем поступки и изменяем нашу призму восприятия. Для вчерашнего и сегодняшнего дня отклик в мозге будет совершенно разным, в зависимости от накопленного за день. Тут есть связь с рассуждениями о карме: за счет этого опыта человек воспринимается нами как плохой, хороший, добрый или злой. Это момент, который в научной психологии не раскрывается до глубины, но благодаря буддизму он стал для меня более прозрачным.

Буддизму не нужно сближаться с наукой, это совершенно разные системы. Но результаты работы в каждой из них будут интересны всем нам.