Особенность мышления всех просветленных личностей — в том, что их взгляды на мир не ограничены понятием «мое». Классический пример — Сократ, который пожертвовал собой, чтобы остаться Сократом. Если бы он бежал, вместо того чтобы выполнить приговор суда, он бы дискредитировал все, чему сам же учил, и исчез бы из истории.

Развитие личности связано с преодолением дихотомии альтруизма и эгоизма, поскольку на низких стадиях развития они противоположны друг другу. Так возникает расширенная идентичность человека. «Я» человека охватывает не только его самого, но и других людей, а затем — человечество в целом. Именно этим путем движутся все великие личности. Цитируя Эриха Фромма, все религии говорят об одном: о том, что путь развития человека — это преодоление собственного нарциссизма и своего эго.

В современном мире добро — это то, что соединяет, а зло — то, что разобщает.

Далай-лама XIV выстраивает свое учение так, что преодолевает понятие религии. А ведь главное, за что критикуют религии — за то, что они связывают одних и при этом разобщают и разъединяют других людей.

Если бы сейчас формировали мировое правительство, я бы проголосовал за далай-ламу

Далай-лама олицетворяет современные тенденции развития общества — переосмысление традиционного, закосневшего понимания религии и преодоление границ, разделяющих конфессии. И мне кажется, только за такой точкой зрения будущее. Это единственный взгляд, который нас, человечество, может спасти.

В современном обществе процессы самоорганизации человеческих групп и сообществ становятся все более заметными. Иерархический принцип управления сменяется принципом самоорганизации. А главная тенденция нашего времени — борьба политики и технологий. Потому что технологии стремятся соединить людей, а политики — их ограничить и разобщить. Эта борьба идет с переменным успехом, но технологии усиливаются, и обратно этот процесс никак не запустить.

Сейчас никто не может считать себя носителем абсолютной правды и абсолютной истины. Нет ни одного места на земле, где можно в точности представить жизнь лет через 5–6, не говоря уже про 20. В этом смысле вызов перед нами — в принятии этой неопределенности и развитии диалога. Вот почему важна позиция далай-ламы: она направлена на максимальную поддержку диалога между разными людьми. А диалог — это самый ценный ресурс в мире. Никто не является носителем абсолютной истины, люди просто слышат друг друга и меняют свои представления по результатам услышанного.

Далай-лама не считает себя обладателем истины и готов со всеми вести диалог. И это пример того, как надо слышать других людей, не давить своими идеями и таким образом соединять людей.

И если бы сейчас формировали мировое правительство, я бы проголосовал за далай-ламу.