Top.Mail.Ru

Редакционный материал

Президентский лимузин Aurus: что мы о нем знаем и что еще предстоит узнать

Одной автомобильной маркой в нашей стране стало больше. Марка эта звучит для русского уха непривычно — Aurus, а предлагаться под ней будут модели исключительно высшего класса

8 Июнь 2018 12:02

Президентский лимузин Aurus Фото: Aurus

Первым новинку примерил президент Владимир Путин, приехав на ней на собственную инаугурацию 7 мая. Такой шумихи вокруг автомобиля в нашей стране не поднималось со времен запуска в серию «Жигулей» в 1970 году. И неудивительно: Aurus — первый российский автомобиль высшего класса со времен Горбачева. В любой стране мира к таким машинам проявляют повышенное внимание.

Прикидывая в уме возможности отечественного автопрома, само собою, народ гадал, сколько в лимузине иностранного. Зарубежный там двигатель или собственный? А чья коробка передач? Похоже на Rolls-Royce или не очень? Хорошо еще, никто не предложил начать расследование об иностранном влиянии на российский автопром, подобное тому, что развернуто в США о влиянии России на выборы американского президента.

Впервые о новом лимузине для верховной власти заговорили в 2012 году. Тогда проекту присвоили условное название «Кортеж» и выделили на него 12,4 млрд рублей. В рамках проекта предполагалось создать Единую модульную платформу (ЕМП), чтобы на ее основе выпускать целое семейство автомобилей: президентский лимузин, седан высшего класса, парадный фаэтон, люксовый внедорожник, микроавтобус сопровождения... Это была затея «Ростеха», а главным исполнителем выступил московский институт с говорящей аббревиатурой НАМИ — Научный автомобильно-моторный институт.

НАМИ — ровесник эпохи и вместе с эпохой пережил все стадии, от становления и расцвета до полного одряхления. Проект «Кортеж» стал для старика кислородной подушкой. В институте появились дизайнерская power-wall, новейшие 3D-принтеры, антигравитационная литейка и сверхсекретный цех, где обещают ежегодно выпускать по 200–250 автомобилей семейства ЕМП (Единая модульная платформа). Все это вряд ли оказалось бы в НАМИ при иных обстоятельствах.

Оправданы ли подобные затеи экономически? Для ответа на этот вопрос нужно учитывать специфику российского хозяйства в целом. И признать как данность кривобокий государственный «недокапитализм». Ведь даже положенного по закону конкурса на разработку ЕМП не проводилось — НАМИ утвердили особым распоряжением правительства от 13 сентября 2013 года. Положа руку на сердце, а какие были альтернативы? ЗиЛ за всю 100-летнюю историю не смог освоить элементарный впрыск топлива и ставил допотопный трехступенчатый «автомат» даже на горбачевский лимузин. К тому же флагман московской промышленности лежал в руинах: все обещания сохранить автомобильное производство на ЗиЛе, публично данные сначала Лужковым, а затем Собяниным, оказались пустыми словами.

Между прочим, главный конструктор ФГУП НАМИ в целом и проекта ЕМП в частности Вадим Переверзев когда-то начинал на ГАЗе. Оттуда в 1998 году он отправился в двухмесячную загранкомандировку в Италию, в рамках совместной с FIAT работы по «Волге» нового поколения. Обратно в Нижний Переверзев не вернулся, трудился сначала в FIAT, затем в Jeep, где стал ведущим конструктором компактных кроссоверов Fiat 500X и Jeep Renegade. Именно его имеют в виду кремлевские пропагандисты, когда с гордостью вещают о «многих наших инженерах, поработавших на Западе и решивших вернуться».

«Кортежи», то есть «Аурусы», уже вовсю шныряют до Кремля и обратно, Путин усаживает рядышком с собой на лимузинное сиденье наследных принцев, детишки снимают красивую машинку на телефон и выкладывают в Сеть.

При этом публике (или хотя бы журналистам) новинку упорно не показывают, затягивая интригу. Продуманная ли это стратегия выдвижения марки на рынок или следствие банальной канцелярщины — пока это только порождает дополнительное недоверие к проекту. Хотя предлагаю скептикам просто задуматься, каково это — создать «с нуля» современный автомобиль. Без разницы, какого класса — бюджетную малолитражку либо представительский лимузин. У НАМИ на это ушло 5 лет и (грубо) $200 млн. Иностранные заводы справляются быстрее, но тратят на решение схожих задач примерно впятеро больше.

Как это ни парадоксально прозвучит, но главная проблема проекта «Кортеж» такая же, как у его заказчика: недоверие электората. Обмолвившись однажды, что к созданию «Кортежа» привлечена компания Porsche Engineering, попробуй переубеди, что под капотом стоит двигатель оригинальной конструкции! Но для того и существуют инжиниринговые фирмы, чтобы помогать в разработке другим. Это их хлеб. Porsche Engineering работала с «АвтоВАЗом», Harley-Davidson, Rolls-Royce, SEAT, Yamaha, еще со многими, говорить о ком не позволяют условия контракта. Привлекли. Что ж в том зазорного?

Интересно, что блок цилиндров мотора «Кортеж» отлит в германской компании Shvabe Munich — она принадлежит «Ростеху» и льет блоки для половины команд «Формулы-1» или, например, для модного британского производителя суперкаров McLaren, недавно выпустившего свой 15-тысячный автомобиль. Ну, не круто ли?

Конечно, какой реакции, кроме скептической, ждать, создавая новый автомобиль раз в тридцать лет? «Автоматическая коробка с 9 передачами? Да они купили втайне патент у ZF!» Словно все технические достижения страны ограничились полетом Гагарина.

Планетарная коробка передач «Кортежа» КАТЕ-R932 имеет оригинальную кинематическую схему, придуманную и рассчитанную в недрах кафедры СМ-9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Бауманцы составили костяк КАТЭ (Kaliningrad Automotive Transmissions Enterprise) — первой российской инжиниринговой компании, специализирующейся на разработке и производстве автоматических трансмиссий для автомобилей. Как на орбитах планетарных рядов оказались Ростех, вторая жена Чемезова, НАМИ и, наконец, Кремль — сюжет отдельного рассказа.

Единственное, что противостоит сегодня огульному скепсису, — уязвленный ура-патриотизм. Скатывающийся, за отсутствием достаточного количества контрдоводов, до площадной брани. Я так не нахожу ничего зазорного и в покупке патентов и лицензий. Это общемировая практика. Процент заимствованных технологий и закупаемых за рубежом комплектующих у «Кортежа» примерно как у любого нынешнего автомобиля — настолько сложного, что его просто невозможно создать усилиями одной-единственной страны.

Беда в том, что, презентуя «Кортеж», этих тонкостей современного автомобильного производства стране не объяснили. Государству и чиновникам ближе по духу шовинистическое: «Мы сами создали собственный автомобиль!» Но что подвигло к выбору для проекта «Кортеж» торговой марки Aurus? Не нашлось подходящего русского слова?

«Поиском и разработкой имени бренда занималось одно из лучших международных брендинговых креативных агентств». И пресс-релиз, и тексты на страничке aurus.club в Сети написаны таким слогом, что уже не удивляешься выбору названий для лимузина, минивэна и внедорожника: «Сенат», «Арсенал», «Комендант». Так, оказывается, зовутся кремлевские башни! Aurus, оказывается, является акронимом латинского слова Aurum (золото) и международного кода России Rus.

«Множество смыслов, сконцентрированных в одном емком и ярком бренде, наделяют его особенными характеристиками», сообщает пресс-релиз. Соглашусь. Долгие годы лидером продаж на американском рынке выступал среднеразмерный седан Ford Taurus, а Toyota Auris является самым продаваемым азиатским хетчбэком в Европе. Созвучность не раз становилась поводом для иска со стороны правообладателя более известной марки. Так, едва встав на колеса, президентский лимузин рискует попасть под вполне ощутимые судебные санкции. Притом что в стране сложилась неплохая традиция всенародно присваивать имена мостам, станциям метро, улицам. Что мешало шагнуть еще дальше в укреплении национального самосознания? Даже «Златорус» понятнее и благозвучнее. Вообще, со словом «золотой» стоит быть аккуратнее. Не случайно же радиостанция называется «Серебряный дождь».

ЕМП, «Кортеж», Aurus... О надежности, качестве и, тем более, об экономической оправданности затеи можно будет судить только по прошествии времени. Пока же проект собирает морально-политические дивиденды. И именно к этой составляющей больше всего нареканий.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
1 комментарий
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

...Aurus: что мы о нем знаем...

А кроме названия, по-хорошему, больше ничего и не нужно.

Два момента:

1. Да, уж лучше бы "Златорус" - хоть и мерзость тоже, но хоть звучит по-русски. А так - обычный наш криворусский дуализм: одной рукой Западу фак кажем, а другой - буковки латинские выписываем. 

2. "Золото России", мля... Ну блевать же тянет от всех этих "Принц Плаз" и "Императорского Злата". Какие-то мелкие уголовники название правительственному лимузину придумали, в рамках своей специфической фантазии.

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Редактор автомобильной рубрики «Сноба» Денис Орлов отправился на тест-драйв Cadillac CT6, чтобы вспомнить о главном человеке в истории компании
Продолжение серии практических рекомендаций «Сноба»: как с пользой провести время в пробках, потратив его на снятие эмоционального напряжения

Новости партнеров

«Сноб» изучил эволюцию ежегодного общения народа с самым популярным телегероем страны