Евгения Лавренова: Лейпциг. Проверка для ума
Наверное, нет более недооцененного немецкого города, чем Лейпциг. Собравшись поехать туда, слышишь от бывавших: «Ну что ты, скучный бедный город, восточная Германия, езжай лучше в Мюнхен». Некоторые даже утверждают, что в Лейпциге туристу достаточно провести сорок минут. Вообще, даже в Мытищах можно найти, чем занять себя с пользой гораздо больше времени. А в Лейпциге Бах прожил 30 лет, Шуман жил 4 года, Мендельсон прекрасно проводил время, Гете в Лейпциге написал «Фауста», а Ницше учился в местном университете.
Все дело в том, что Лейпциг не для расслабленного туриста, который приехал в Германию за рулькой, ярмарками и магнитами. Здесь нет ни открыточных зданий, которые можно при определенном фоторакурсе поставить на ладонь, нет ни знаковых культурных объектов, вроде Сикстинской мадонны, чтобы нарисовать себе плюсик за культурное развитие. Нет в Лейпциге и устойчивого понятного мифа, типа «Париж – город любви». Честно говоря, даже с простой немецкой рулькой в Лейпциге проблемы. Я лично ее так и не нашла.
Что же там тогда есть?
Исторический центр
На протяжении всей своей тысячелетней истории Лейпциг был городом ярмарок. Торговые дома имели роскошные представительства в центре Лейпцига, они-то и формируют исторический центр, который осматривают за 40 минут торопливые туристы. Тут масса пассажей, плотно набитых магазинами, многие из которых работают с позапрошлого века, а в центре квартала, как и положено добропорядочному немецкому городу, старая ратуша. Сейчас в ней городской исторический музей, рестораны, кафе и антикварные магазины. В последние надо тем, кто хочет приобрести работы крутых художников ГДР по вполне сходной цене. Я видела здесь Вернера Тюбке всего за 400 евро, и это тот Тюбке, что висит во всех музеях мира. Кстати, имеется в Лейпциге и свой художественный музей для ценителей современного искусства, и несколько этажей там посвящены творчеству двух Максов — Клингера и Бекманна.
Своя прелесть есть и у традиционной ярмарки, проходящей на рыночной площади. Здесь продают острые и пряные немецкие колбаски, влажные сыры всех сортов, клубнику, спаржу, деревянные поделки и кружевные салфеточки, огромные ароматные хот-доги. Немецкие бабули мажут на себя, не отходя от кассы, лосьоны и кремы на травах местного производства. Что же в этом такого прелестного, чего нет в других городах? Опять же цена: в раскрученном Мюнхене все эти прелести будут стоить в четыре раза дороже.
Дальше по курсу Новая ратуша. В Лейпциге ею гордятся: она огромная и смешная. В конце XIX века, когда Лейпциг стремительно богател, правительство решило, что негоже ему ютиться в старой пряничной ратуше. Захотели новую, грандиозную — такую, чтобы была похожа на исторический замок Плассенбург. Получился немного страус: красивое административное здание, из середины которого, как голова нанду на длинной шее, торчит замковая башня, удивляясь происходящим в городе переменам. Многим новая ратуша нравится. Мне же нравится, что любой человек может зайти внутрь государственного здания и осматривать его, сколько ему вздумается. Никто даже слова не скажет.
Перевести дух советую в исторической кофейне «У арабского кофейного дерева» в том же здании, где поселился Музей кофейной истории Лейпцига. Существует она аж с XVI столетия и борется за звание самой старой кофейни в Европе. В ней отметились почти все выдающиеся немцы: Гете, Бах, Мендельсон, Шуман, Лист, Вагнер, Лейбниц, Лессинг. Кофе тут стоит на евро дороже, чем везде, зато можно сидеть за одним из исторических столиков. Например, мой был годами зарезервирован за Шуманом, в честь чего над столом висит портрет композитора с выражением молчаливой покорности судьбе.
Бах и друзья
Впрочем, Лейпциг — город не Шумана, а Баха. И если музыка Баха вызывает у вас зевательный рефлекс, может, вам и не стоит туда ехать. Бах прожил здесь почти 30 лет, написал большинство своих крупных произведений, вырастил сыновей, ослеп от неудачной операции и умер. Прямо в сердце исторического города стоит церковь Святого Фомы, где Бах руководил церковным хором. Есть еще церковь Святого Николая, где Бах заведовал репертуаром и наймом музыкантов. Светской музыкальной жизнью города тоже руководил Бах, он писал музыку для Collegium Musicum — оркестра, состоявшего из любителей музыки, который играл в кофейне Циммермана, тогдашнем клубе местной интеллектуальной элиты. Также Бах сочинял темы для свадеб и похорон знатных особ.
По сути, от Баха в Лейпциге просто некуда деться. Да и не надо. Лучше пойти послушать орган в Томаскирхе, а потом сходить в музей Баха, чтобы узнать, к примеру, что Бахов-музыкантов было довольно много. Когда какому-нибудь немецкому князьку нужно было обустроить свой город в плане музыки, он спрашивал: «А что, нет ли какого-нибудь Баха, который мог б все это возглавить?» И Бах, как правило, находился.
Из подлинных вещей Иоганна Себастьяна Баха в музее, правда, только рукописи, сундук и обои, но истинные любители музыки могут и при виде обоев испытать настоящий экстаз.
В городе также жили другие композиторы — например, уже упоминавшийся Шуман, а еще Мендельсон. У обоих тоже есть музеи. С музыкой в Лейпциге все хорошо до сих пор. Местный Гевандхаус, филармония, бесперебойно работает с XV века. В Лейпцигской же опере проходят самые провокационные постановки в Германии.
Новая богема
Лет тридцать назад туристу в Лейпциге и впрямь бы хватило минут сорока. Город переживал тяжелейший кризис. После объединения Германий социалистические предприятия позакрывались, и жители поползли в сторону западного крыла. Постепенно зарастали травой бывшие заводы, работы не было. Знаменитый художник лейпцигской школы Нео Раух в то время сказал, что никогда не уедет из Лейпцига, ибо «более депрессивной дыры во всем мире не сыщешь». Очевидно, такая среда питала творчество Рауха, но простым смертным она откровенно претила…
Неизвестно, во что бы превратился Лейпциг, если бы не Университет, второй по старшинству в Германии после Гетеборгского, где учились многие знаменитости вроде Ницше, Гейне или Ангелы Меркель. В 2006 году архитектор Эрик Ван Эгераат построил для Университета великолепное новое здание в форме сверкающего хрустального костела. (В Университет, кстати, можно зайти и послушать любую лекцию, случается, даже на английском.) С этого момента наступило второе рождение города. В Лейпциг потянулись студенты со всего мира, старые кварталы рабочих стала заполнять креативная молодежь, а бывшие фабрики начали обживать художники и богема. Где все это увидеть?
Плагвиц и Шпинерай
Бывшая хлопкопрядильная фабрика Шпинерай лет десять назад стала настоящим заводом по производству живописи. Власти бесплатно предоставили там мастерские художникам, вызвав небывалый прилив новых творческих сил. Как следствие, расплодились галереи, которые можно осмотреть, а заодно и потусить с художниками, если повезет. Внутри лучше передвигаться на трамвае, иначе можно слегка утомиться — уж очень большой Дом художников в Лейпциге. Шпинерай расположен в районе Плагвиц, самом хипстерском месте города. Бывший рабочий район, облюбованный богемой, расцвел с появлением множества креативных кафе, магазинов винила, галерей, антикварных лавок и дизайнерских студий.
Маленькая Венеция
А вот лейпцигские каналы от цветения, напротив, избавились. Каналы эти в XIX веке построили лейпцигские промышленники, чтобы облегчить перевозку продукции местных фабрик. В 90-е каналы поросли ряской и зацвели, но с возрождением города их почистили, и теперь там можно лицезреть многочисленных отдыхающих на лодках и… немецких гондольеров. Последних вывозили учиться аж в самой Венеции. Говорят, у них есть даже специальный паспорт гондольера, который они с гордостью демонстрируют дамам, и дамы тают.
Панки и обед в восточном стиле
Заново родившийся Лейпциг терпим к разному, в нем нет культа соответствия общепринятым меркам, и, видимо, поэтому там хорошо себя чувствуют панки. Причем не новые, а те самые старые панки, которым удалось гордо и «невзирая на обстоятельства» пронести свой розовый гребень через всю жизнь. Они как последние динозавры. Им под пятьдесят. Они тусуются на остановках, сверкают поблекшими татуировками и клепками, выпивают и потихоньку бомжуют. И их никто не трогает.
Никто не трогает и готов и вампиров, раз в год приезжающих в Лейпциг на фестиваль, хоть те и ночуют в гробах прямо в многочисленных городских парках. Местные жители, наоборот, гробы навострились сдавать напрокат, и ночь в гробу с завтраком у какой-нибудь милой старушки обойдется всего в 15 евро. В городе так легко дышится как раз из-за обилия молодежи. Она лежит в парках, бегает, устраивает пикники, расписывает стены, гоняет на велосипедах. Она же, молодежь, поглотила и постепенно облагородила турецко-сирийский район на Айзенбанштрассе. Раньше там было опасно, теперь стало весело из-за постоянных студенческих тус. Да и сами эмигранты, которые с удовольствием кормят студентов своей острой едой, кажутся вполне удовлетворенными жизнью. Так что желающим дешево поесть в восточном стиле добро пожаловать на Айзенбанштрассе.
Мирная революция и музей Штази
Собственно, до креативной революции в Лейпциге случилась еще одна — самая настоящая. Именно в этом городе берлинская стена дала трещину. Почувствовав перемены, происходящие в СССР, жители Лейпцига стали собираться у так называемого дома на круглом углу, в котором располагалась контора восточногерманской разведки Штази. Вслед за этими собраниями такие же акции стали проходить и в Берлине, так что без Лейпцига берлинская стена могла бы простоять дольше. Сейчас в том самом круглом доме находится музей немецкой разведки. Тут можно посмотреть хронику ГДР 70-х и ужаснуться нашей похожести в те времена. Вот немецкие пионеры, вот целый ящик париков и усиков, с помощью которых восточногерманские разведчики хотели обхитрить своих коллег из Западной Германии. Вообще, ностальгирующим по советскому строю в Лейпциге есть на что посмотреть. Есть целый квартал безликих советских панельных коробок, есть такие близкие сердцу жителя СССР дома в сталинском стиле и на них знакомые барельефы в виде мускулистых людей со спортивными снарядами. Сохранились павильоны международной выставки, этакая немецкая ВДНХ, где до сих пор стоит наш советский павильон, условно напоминающий Кремль.
Лейпциг — город-тест на интеллект и внутреннюю свободу. На любовь к мыслительному процессу. На наличие бэкграунда. Он для тех, кто умеет разглядеть интересное, еще не упакованное в сувенирную обертку. Кто хочет почувствовать свежесть и новизну. Для тех, кто устал от московской серьезности. В общем, Бах провел в Лейпциге 30 лет, но этого я вам не советую — немецкие миграционные службы начнут беспокоиться. Но вот незабываемые пять дней гарантирую.