Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

— Мы прочитали твое сообщение и подумали, что ты — сумасшедшая. Какая мама с пятилетним ребенком захочет приехать на ранчо ухаживать за сотней животных? А когда ты вдобавок написала, что сейчас посоветуешься с дочкой, мы поняли, что хотим увидеть эту сумасшедшую своими глазами. В Турции, знаешь ли, не принято советоваться с маленькими детьми.

Итир, хозяйка ранчо, смеется, рассказывая мне это спустя два месяца после нашего приезда. Они с супругом Камилем уже поняли, что я не сумасшедшая, хотя действительно советуюсь с пятилетним ребенком. Мы сидим все вместе: волонтеры Джес, Лу, Пау, Валентин, Мигуэль, мы с Сашкой, Итир с Камилем — и хохочем. Я слушаю Итир и вспоминаю, как мы оказались на этом ранчо с тридцатью собаками и семьюдесятью кошками.

Декабрь 2017 года стал месяцем смелых решений для нашей маленькой семьи. Мы с Санькой отважились на путешествие с билетом в один конец и на участие в волонтерских проектах по всему миру. К концу месяца в нашей коллекции впечатлений были мечети Стамбула, травертины Памуккале, история города-призрака Каякея и сбор оливок на экоферме, затерянной в горах. На ней мы работали волонтерами около двух недель. И однажды утром я почувствовала, что пора двигаться дальше.  

Санька грустила без снега и елочки на Новый год. Мне хотелось устроить ей праздник — если не классический, то тогда уже необычный. Да и себе тоже, что скрывать. Такой, чтобы исполнять маленькие капризы и радовать себя и дочку всякими мелочами. Чтобы вдвоем, с чтением, играми, пластилином.

На несколько праздничных дней мы остановились в курортном Фетхие. В капризы и мелочи вошли забронированная квартира с бассейном и двумя спальнями, внушительный список продуктов на новогоднюю ночь, вкусный торт, поездка на соседний пляж к морю, пакет мармеладок с возможностью объесться ими до отвала и покупка стильных пальто и шляпки для Санчи. Взять их с собой мы не могли: по-прежнему путешествовали с одним маленьким рюкзаком, но ничто не мешало выслать обновки домой почтой, чтобы порадоваться им по возвращении.

31 декабря мы на весь день ушли из дома: гулять по набережной, угощаться сладкой кукурузой, сидеть на скамеечках с видом на бухту, неспешно закупаться к вечеру вкусностями. Сладкое безделье, одним словом.

Турция — мусульманская страна, там практически никто не празднует Новый год. Во всяком случае, ни ажиотажа, ни толп в магазинах, ни блестящей мишуры в витринах замечено не было. И это меня радовало: не люблю, когда праздничное настроение подогревается искусственно.

Когда вечером мы вернулись в дом, то обнаружили на террасе пушистую кошку. Она сидела с видом: мол, где это мы ходим-бродим, и почему так долго? И первая уверенно зашла в открытую дверь. Сашка была в восторге: «Мама, смотри, у нас гости! Я назову ее Бэда! Мама, где у нас молоко? Где мясо? Буду ее угощать!» Бэда только этого и ждала: с удовольствием ткнулась в ноги, муркнула и с готовностью принялась есть все, что Санька ей давала.

Я кошке тоже обрадовалась, но никак не могла понять, откуда она взялась. Двор закрытый, чтобы забраться к нам на террасу, надо перемахнуть довольно высокий стеклянный забор. Не иначе как новогоднее шерстяное чудо.

Пока Санька угощала новую подружку, я приготовила праздничный ужин, тихонько спрятала в секретное место заранее купленные подарки и зажгла свечи. Похоже, это будет самый спокойный и уютный Новый год в нашей жизни.

Время близилось к полуночи. Сытая Бэда уходить не собиралась. Я вспомнила примету: как Новый год встретишь, так его и проведешь. «Интересно, — подумала, — откуда у нас коты возьмутся, если мы все время в дороге?»

Бэда была с нами все дни, которые мы провели в Фетхие. Утром она уходила по своим кошачьим делам, а вечером неизменно возвращалась. Когда пришла пора уезжать, мы угостили ее напоследок омлетом и вывели в сад, не сомневаясь, что оттуда она найдет дорогу или домой, или в новые гости.

После новогодних праздников мы вернулись в Денизли, из которого в свое время уезжали на экоферму. Денизли — городок небольшой, но это важный транспортный узел, откуда и автобусом, и самолетом относительно удобно добираться в любую точку страны. Так как я еще не знала, куда мы отправимся дальше, то решила, что пока лучше побыть там.

И вот утром, без планов и конкретных желаний, сажусь просматривать интересные волонтерские проекты поблизости. Санька за соседним столом лепит из пластилина. Экоферма, хостел, хостел, экоферма, няня к детям. Все не то. На экоферме мы недавно были, хочется чего-то новенького. В хостеле обычно график на целый день, Санька заскучает. Няней тоже не вариант: вдруг дети не сойдутся характерами? Есть еще большое хозяйство с лошадьми в сказочной Каппадокии, но там в это время года сильные ветра — в ветра не хочется.

Листаю дальше. О, интересно! «Частный приют для собак и кошек, из обязанностей: гулять с собаками, кормить их, ухаживать за кошками, поддерживать чистоту. Собак около трех десятков, кошек около семидесяти».

Наша с Санькой давняя мечта — завести собаку. Кошек у нас везде много: у одной бабушки, у другой, у прабабушки, у Санькиного папы. А собаки нет. Я уверена, что заводить собаку — большая ответственность. В путешествие так запросто уже не сорвешься. Из этих соображений два года назад мы с Санькой «мама-давай-заведем-щеночка» ездили волонтерами в карельский приют для животных, выгуливали псов и наглаживали котов. Набирались опыта и разбавляли романтические представления бытовыми деталями. С тех пор обе примерно представляли, что значит «приют для животных» и как там может быть.

— Санька, ты как насчет к животным поехать? Читаю сейчас об одном ранчо — там много собак и еще больше кошек.

— О, давай! С собаками я бы повозилась. Только если они собачьим духом пахнуть не будут.

— Наверняка будут, это же собаки.

Думает.  

— Ладно, мам, пиши!

Я пишу хозяевам, получаю ответ от некой Итир:

— У нас еще ни разу не было мамы с ребенком, но мы готовы попробовать. Но что, если собаки будут напрыгивать на вашу дочку? Она не испугается? Они у нас очень дружелюбные и выражают свою любовь шумно.

Пишу ту самую фразу, окончательно сделавшую меня сумасшедшей в глазах невидимого собеседника:

— Сейчас я с дочкой посоветуюсь и отпишусь вам.

Спрашиваю у Саньки, предлагаю ей все хорошенько взвесить: и собачий дух, и напрыгивания. Санька, не склонная к импульсивным решениям, еще раз думает, смотрит фотографии и делает свой выбор:

— Поехали, мама. С напрыгиваниями как-нибудь разберемся.

Ура! Как же я рада, что Санька согласилась. Самой мне очень хотелось туда, к мокрым носам, виляющим хвостам и навостренным ушкам. «Вот тебе и Бэда в новогоднюю ночь!» — думаю я. Похоже, впереди новое приключение.