ЕГЭ — это градусник. И он не виноват, что у вас высокая температура
Я очень хорошо помню, как проходили вступительные экзамены в советское время. Преподаватели МГУ в лифте — нагло и при абитуриентах — обсуждали, за какую девочку просили и чья племянница будет сегодня сдавать экзамен. Я помню, каково это: когда ты садишься перед профессорами и тебя начинают топить, беспардонно заявляя, что «лимит на пятерки уже исчерпан».
В этом смысле сегодняшний ЕГЭ — куда менее коррупционная система. Да, этот экзамен не дает возможности проявить себя очень творческим и интересно мыслящим детям. Но ничего особенного в нем нет: если ребенок знает предмет, он без особого надрыва его сдает.
Другое дело, что школы впадают в истерику и уже с четвертого класса начинают давить на детей, напоминая им, что «нужно сдавать ЕГЭ». Это объясняется тем, что государство достаточно хамски обращается с учебными заведениями: школы объединяют и финансируют по странным критериям, придираясь к формальным мелочам.
ЕГЭ — это просто градусник, более или менее точный. И он не виноват в том, что у вас высокая температура. Деградация образования происходит сама по себе, и ЕГЭ здесь ни при чем. Просто жизнь меняется, а школа — нет.
Единый государственный экзамен — это не реформа, а формальное изменение. Настоящей реформы образования у нас не было, нет и пока не предвидится. Школы в России устарели, они скроены по лекалам позапрошлого века. И причина отсутствия изменений в том, что родители пока не воспринимают себя заказчиками образования — налогоплательщиками, на чьи деньги существует система. А поскольку запроса нет, то и государство, в свою очередь, не делает ничего.
Но, упаси Боже, не стоит убирать ЕГЭ и возвращать вступительные экзамены. Потому что это станет очередной имитацией бурной деятельности, на которой будет очень легко пиариться. Да, отмена ЕГЭ была бы популярным решением, в отличие от того же повышения пенсионного возраста. Но в реальности эта смена правил игры ничего не изменит.
Записал Александр Мурашев