Движение вверх. Как мы будем летать через 10 лет

Редакционный материал

Виртуальная реальность на борту, полеты длиной почти в сутки и кабины-коконы. В преддверии крупнейшего британского авиасалона «Фарнборо» журналист Мария Разумова составила топ-10 кардинальных изменений, которые ждут нас в ближайшем будущем в полетах и на борту авиалайнеров

14 Июль 2018 10:11

Забрать себе

Фото: Franklin McMahon/Corbis via Getty Images

Если бы люди, оказавшиеся в аэропорту, скажем, в 1968 году, перенеслись на машине времени в ту же воздушную гавань, но в день сегодняшний, их наверняка поразили бы многие новшества и технологии. При этом сами самолеты даже через полвека показались бы им до боли знакомыми. Парадокс в том, что, несмотря на значительные улучшения в материалах, двигателях и авионике, которые помогли назвать прошлый год самым безопасным годом в истории авиации, коммерческие самолеты XXI века по-прежнему остаются структурно похожими на своих предшественников из 60-х годов века прошлого. Впрочем, эксперты предрекают очередной технический рывок, который, по их мнению, изменит привычный авиационный мир почти до неузнаваемости. Каких чудес нам стоит ожидать в самом ближайшем будущем?

1. Увеличение дальности полета

На самолетах летают все больше и дальше, пересекают полюса, экватор и океаны. Беспосадочные рейсы экономят пассажирам время, а авиакомпаниям — деньги на топливо и аэропортовые сборы. Неудивительно, что борьба за самый дальний пассажирский рейс идет постоянно, и рекорды дальности полета непрерывно обновляются. Еще в 2005 году самолет Boeing 777 показал мировой рекорд полета в режиме нон-стоп, за 22 часа пролетев половину окружности земли — 21 тысячу километров на маршруте из Гонконга в Лондон. Регулярных полетов такой продолжительности в расписаниях авиакомпаний еще не стояло, но все к этому идет. Если в прошлом году авиакомпания Qatar Airways запустила самый длинный в мире коммерческий рейс из Дохи (Катар) в Окленд (Новая Зеландия) с продолжительностью полета в 16 часов 23 минуты туда и почти на два часа больше — обратно, то в октябре этого года Singapore Airlines обещают побить рекорд с регулярным прямым рейсом Сингапур — Нью-Йорк. Самый дальнемагистральный в мире самолет Airbus A350-900ULR будет преодолевать 16 700 километров за 18 часов 45 минут.

2. Перелеты через океан на узкофюзеляжных самолетах

Считается, что перелеты через океан возможны лишь на воздушных судах большого размера, а узкофюзеляжные самолеты, самые распространенные в мире и составляющие флот бюджетных перевозчиков, ограничиваются перелетами дальностью максимум шесть тысяч километров. К сожалению, купить недорогой билет на трансатлантический рейс невозможно, поскольку лоукостерам не по зубам широкофюзеляжный флот, да и на дальних маршрутах расходы на топливо вылетают в копеечку. Однако ситуация кардинально изменится с появлением Airbus A321LR. Узкофюзеляжный самолет, способный пересечь Атлантику, будет запущен в эксплуатацию уже в этом году. Пассажиры получат не только привлекательные тарифы, но и несвойственный лоукостерам комфорт: салон самолета существенно увеличен, что позволит устанавливать в нем более удобные кресла и даже кресла-кровати.

Фото: Avio Interiors

3. Более удобные сиденья

Дальние перелеты всегда пугают пассажиров продолжительным дискомфортом, особенно в экономклассе. Авиастроительные корпорации и авиакомпании как могут совершенствуют пространство в самолете, увеличивая вместимость багажных полок, улучшая удобство кресел, добавляя комфортную подсветку и устройства для работы с гаджетами. Даже три часа на борту — испытание для организма, не говоря уже о более длительном перелете. Чтобы тело не болело, компания по созданию авиаинтерьеров Aviointeriors разработала особое сиденье, аналогичное креслу в кинотеатре, но вдобавок еще и «умное»: оно способно автоматически распознать особенности тела каждого пассажира и адаптироваться к ним. Сиденье также будет автоматически складываться, когда в нем никто не сидит, «раздвигая» пространство для ног сидящих сзади него пассажиров.

4. Виртуальная реальность

Не только кресла, но и «кинопоказ» на борту самолетов ждут технологические изменения. Авиакомпания Transavia — лоукостер Air France / KLM, а также австралийский перевозчик Qantas уже в этом году внедрят в свою систему развлечения на борту виртуальную реальность. Специальные полуочки-полушлем позволят смотреть изображения в формате 3D, с углом обзора в 180 градусов. В память устройства будет включена большая библиотека фильмов и сериалов. Отдельное внимание будет уделено встроенным в очки наушникам, без которых погружение в «матрицу» не было бы полноценным. Помимо развлекательной функции, очки внесут свой вклад и в борьбу с аэрофобией. Виртуальная реальность станет своеобразной тихой гаванью для тех, кто испытывает страх полетов и не может расслабиться на борту самолета.

Фото: Courtesy Teague

5. Спальные места, детские площадки и кинотеатр на борту

Наличие полноценных спальных мест всегда было одним из главных преимуществ поездов и круизных лайнеров перед самолетами. В скором времени кровати можно будет увидеть и в воздухе, причем не только в первом классе. Компании Airbus и Zodiac Aerospace разрабатывают целые многофункциональные модули, которые можно будет устанавливать внутри нижней, грузовой палубы широкофюзеляжных самолетов. В таких модулях смогут размещаться особые спальные каюты либо детская комната, бар, кинотеатр или конференц-зал — наполнение модуля зависит только от фантазии и задач авиакомпании. Ждать осталось недолго. Первые модули появятся на борту некоторых лайнеров уже в 2020 году.

6. Кресла-коконы

Компании Factory Design и Contour Aerospace всерьез задумались над реализацией концепции, неоднократно находившей свое воплощение в фильмах о космосе. Они работают над созданием самолета Air Lair (что в переводе с английского означает «воздушное логово»), где стандартные пассажирские сиденья будут заменены на двухэтажные капсулы. По своему внешнему виду последние напоминают оборудованные дверью коконы с твердой оболочкой, которые вмещают кресло шириной 94 см, превращающееся в кровать, индивидуальные медиаэкраны и колонки с объемным звучанием и шумоподавлением. Пассажир футуристического спального салона сможет регулировать настройку освещения, куда также входит режим звездного неба на потолке каждой кабины. Идея кокона — дать путешественнику полный контроль над личным пространством без риска побеспокоить других. В футуристическом решении есть и рациональное зерно: по оценкам создателей проекта, двухэтажная конфигурация позволит более эффективно использовать пространство самолета, увеличив на 30% количество перевозимых в нем пассажиров.

7. Прозрачный борт

На протяжении последнего десятилетия авиакомпании все чаще поднимают разговор о возможности появления самолета с прозрачным полом или бортами. О своей готовности ввести в эксплуатацию лайнер со «стеклянной» дорожкой уже заявила компания Virgin Atlantic, известная своими креативными идеями. Поговаривают, что к 2050 году будет готов и самолет с полностью прозрачным фюзеляжем. Есть еще одна концепция, предлагающая встраивать в корпус авиалайнеров гибкие ультратонкие сенсорные OLED-дисплеи с защитным покрытием, которые будут создавать «панорамный вид». Изображение на OLED-дисплеи будет поступать с камер, установленных снаружи таким образом, что крылья и двигатели не будут мешать обзору. Также дисплеи по желанию пассажиров можно будет использовать и в привычном режиме, например, для мгновенного получения информации об услугах авиакомпании. Людям с аэрофобией не стоит волноваться: при желании они смогут перевести свои посадочные места в режим непрозрачных голографических коконов.

8. Стюардессы-роботы

Автоматизация процессов — тема далеко не новая, но пассажиры соприкасаются с ней главным образом, когда покупают электронные билеты, делают онлайн-регистрацию и сканируют посадочный талон при посадке. Авиакомпания Air New Zealand первой провела эксперимент с использованием робота-консультанта в аэропорту Сиднея, ну а японские ученые теперь вовсю трудятся над созданием робота-стюарда, говорящего на семи языках. Пока сложно представить, в чем преимущества бортпроводника-робота перед человеком, так что, приживутся ли автоматизированные сотрудники в авиакомпаниях, решать пассажирам будущего.

Фото: Boeing

9. Сверхзвуковой самолет

Прекращение полетов на легендарном сверхзвуковом самолете Concorde стало, безусловно, большой потерей для авиации. Идея добраться из Лондона в Нью-Йорк менее чем за три с половиной часа продолжает будоражить умы ученых, предпринимателей и романтиков. Британский миллиардер Ричард Брэнсон объявил о планах создания нового сверхзвукового пассажирского авиалайнера, который начнет совершать рейсы через Атлантику в 2023 году, спустя ровно 20 лет после того, как прекратили полеты франко-британские лайнеры. Аналогичные разработки ведут и американские Boeing и Lockheed Martin. О том, чей проект будет готов первым, мы узнаем уже через несколько лет.

10. Летающий автомобиль

К 2050 году две трети населения земного шара будет жить в городах, и перегруженность дорог станет еще более актуальной проблемой по всему миру. С некоторых пор многие компании предлагают варианты создания третьего измерения в городе. В начале этого года уже совершил свой первый полет одноместный летательный аппарат вертикального взлета и посадки Vahana, разработанный компанией Airbus. Сейчас идут дополнительные испытания и тестирование: отработка перехода из вертикального полета в горизонтальный и следования по маршруту. Еще один летающий автомобиль City Airbus, теперь уже на 4 места, должен совершить свой первый полет до конца этого года.

Судя по всему, типичный сюжет из не столь отдаленного будущего выглядит так: вы направляетесь в аэропорт на летающем аппарате, проходите электронную и полностью автоматизированную регистрацию, садитесь на борт самолета с прозрачным фюзеляжем, 3D-кинотеатром и баром, уточняете свой заказ роботу и через семь-восемь часов оказываетесь в противоположной точке земного шара. Заманчиво?

Новости партнеров

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться