Иллюстрация: Universal Images Group/Getty Images
Иллюстрация: Universal Images Group/Getty Images

Миф № 1. Натуральные лекарства лучше всякой химии

Никто не спорит, что растения действительно кладезь полезных веществ. Вот только понять, сколько их содержится в этом «сундучке», невозможно, ведь количество зависит от того, где и при каких условиях они выросли. Когда мы завариваем календулу, то понятия не имеем, сколько в ней активных веществ, а узнать в домашних условиях не можем. Значит, такое «лечение» — серьезный риск при заболеваниях, которые требуют точной дозировки. Непредсказуемость такого лечения можно сравнить с вождением автомобиля с закрытыми глазами.

Но, что еще хуже, есть риск ухудшить свое состояние. В процессе естественного отбора растениям нужно было выживать, поэтому многие из них содержат ядовитые вещества. Среди них морфин, кодеин, псилоцибин, мескалин и еще 12 000 других алкалоидов. Передозировка этими веществами может привести как к изменению сознания, так и к коме в особо тяжелых случаях. Причем некоторых алкалоидов нужно совсем немного: например, чтобы умереть от стрихнина, человеку, который весит 60 килограммов, будет достаточно 60 миллиграммов вещества. Неудивительно, что в Китае, где широко практикуется восточная медицина, люди часто попадают в реанимацию из-за отравления травами.

Миф № 2. Если делать ребенку прививки, у него может развиться аутизм

Один из самых известных мифов родился из единственной научной публикации, которая позднее была опровергнута. В 1998 году британский врач Эндрю Уэйкфилд опубликовал исследование о том, что комплексная прививка от нескольких заболеваний провоцирует развитие аутизма. Статья появилась в известном медицинском журнале The Lancet. Ученый утверждал, что в вакцине кори есть ослабленный вирус, который остается в кишечнике, вызывает воспаление и в конце концов приводит к появлению аутизма. СМИ подхватили сенсационную новость, а Уэйкфилд ходил по разным ток-шоу и рассказывал, что комплексная прививка — зло.

Все это продолжалось бы и дальше, если бы не внимательный медицинский журналист Брайан Дир. Он исследовал работу Уэйкфилда и обнаружил очень много нестыковок. Во-первых, выяснилось, что ученый вынуждал родителей говорить то, что соответствовало его гипотезе, — большинство из них были антипрививочниками и с удовольствием помогали ученому. Во-вторых, когда Брайан Дир получил документы об исследовании каждого ребенка, которые не были включены в публикацию, выяснилось, что диагноз «регрессивный аутизм» был поставлен только одному из них. В-третьих, многие дети испытывали проблемы с кишечником еще до того, как им сделали прививку. А вишенкой на торте стал патент Уэйкфилда: выяснилось, что он зарегистрировал собственную прививку и вступил в сговор с компанией-производителем, которая собиралась судиться с потенциальными конкурентами — производителями вакцин.

Отозванная работа Эндрю Уэйкфилда
Отозванная работа Эндрю Уэйкфилда

Работа Эндрю Уэйкфилда была отозвана, и ему навсегда запретили заниматься медицинской деятельностью. Результат расследования Брайана Дира подтвердили в 2002 году. Тогда в Английском медицинском журнале ученые опубликовали исследование, участниками которого стали 530 000 детей. Никакой связи между вакцинацией и аутизмом ученые не обнаружили.

Миф № 3. Нет симптомов после приема лекарств — значит, нет и болезни

Совсем необязательно. Многие лекарства могут действительно улучшить ваше самочувствие, снять симптомы заболевания, но никак не повлиять на выздоровление.

Например, существует группа препаратов — так называемых антиаритмиков. Врачи назначают их пациентам, которые перенесли инфаркт миокарда первого типа, то есть спонтанный инфаркт. Антиаритмики необходимы, чтобы предотвратить развитие аритмии. Но исследования показали, что, хотя эти лекарства хорошо справляются с симптомами аритмии, при этом риск смертности на фоне их применения растет. Фактически люди, принимающие эти лекарства, умирают чаще, чем те, кто их не принимает. Среди известных антиаритмиков — аллапинин, противопоказанный множеству людей.

Подобные случаи объясняются многими причинами. Одна из ключевых — то, как препарат ведет себя в пробирке или в организме животного, отличается от его действия в организме человека. Не потому, что фармацевты сделали неправильную таблетку: просто мы устроены намного сложнее, чем условия модельного эксперимента. Чтобы таких ситуаций не возникало, множество специалистов работает в трансляционной медицине — области науки, которая «переносит» теоретические биомедицинские знания на практику. Но делать это успешно, как мы видим, удается не всегда.

Иллюстрация: Getty Images
Иллюстрация: Getty Images

Миф № 4. Если устранить одну из причин заболевания, то оно пройдет

Эта фраза кажется научной аксиомой, но есть примеры, доказывающие обратное. Например, снижение глюкозы в крови за счет так называемых «глиптинов» — препаратов, которые сегодня пользуются огромной популярностью у фармакологических компаний. Прибыль от их продаж по всему миру — миллиарды долларов. Чаще всего их прописывают людям с диабетом II типа.

«Зачем диабетологи прописывают эти препараты — для меня загадка, — говорит врач-кардиолог, кандидат медицинских наук Ярослав Ашихмин. — Мы лечим диабет для того, чтобы у пациентов не было инсультов или инфарктов. Сегодня нет ни одного исследования, которое бы подтвердило, что понижение уровня глюкозы в крови при помощи этих препаратов связано с уменьшением количества смертей».

Такая нестыковка (с одной стороны, глиптины снижают уровень глюкозы, с другой — это не влияет на улучшение прогнозов) вновь связана с трансляционной медициной и с тем, что многие препараты не оказывают ожидаемого действия, потому что организм человека устроен намного сложнее модельных условий эксперимента. Фармакологические компании создают многие препараты с прицелом на то, чтобы они решали кратковременные медицинские задачи: например, просто понижали уровень глюкозы. Но при этом долговременный эффект от их применения компании не очень интересуют, а врачи вынуждены брать на вооружение те лекарства, которые есть на рынке. И многие специалисты, к сожалению, тоже ориентируются на решение кратковременных задач и не проверяют долгосрочные эффекты лекарств.

Миф № 5. Сочетать разные виды лечения безопасно

Существует иллюзия, что разные виды лекарств в организме будут работать параллельно, и один процесс не будет влиять на другой. Например, многие придерживаются медикаментозного лечения, но хотят улучшить самочувствие с помощью препаратов на основе растительных компонентов. Но, например, если принимать солодковый сироп от кашля вместе с гормональными препаратами преднизолоном и гидрокортизоном, то ваши сосуды будут сужаться больше, чем необходимо. А если сочетать солодку с контрацептивами, то можно поднять себе давление. Препараты на основе зверобоя фактически отменяют действие других: если принимать их параллельно с пероральными контрацептивами, то это может привести к беременности. Зверобой также в сочетании с некоторыми антидепрессантами приводит к «серотониновому синдрому» — тяжелым психическим и нервно-мышечным нарушениям.

Этот совет не будет оригинальным, но, прежде чем дополнять свое лечение даже «безвредными» препаратами, стоит посоветоваться с врачом.