Разрушить невидимую стену. Что такое DeafSkills и почему это изменит жизнь людей с нарушениями слуха
«Слышащие, сядьте, пожалуйста, слева от проектора, неслышащие — справа», — объявляют организаторы пресс-конференции на двух языках: русском и языке жестов. Такая рассадка, с одной стороны, возможность для слабослышащих лучше видеть переводчицу, с другой — метафора того, что даже на мероприятиях для слабослышащих существует стена между миром здоровых людей и людей с нарушениями слуха. Хотя здесь она ощущается не так остро, как там, в «реальном» мире.
Пресс-конференция посвящена DeafSkills — национальному чемпионату, в рамках которого люди с нарушениями слуха до 35 лет будут доказывать, что они лучшие в одной из как минимум 20 профессий. Участие в этом соревновании примут сотни слабослышащих людей, 200 экспертов будут оценивать результаты их работы, а 50 специально обученных волонтеров — помогать участникам. Сам чемпионат пройдет в 2020 году при поддержке ООН: Фонд демократии ООН выделил грант на его проведение. Почему ООН в этом заинтересована? Cегодня у 5% населения Земли — а это 466 миллионов людей — нарушения слуха. И везде слабослышащие люди сталкиваются с одними и теми же проблемами.
«Если вы увидите в магазине семью, где каждый будет глухим, то они на вас даже не посмотрят, — рассказывает Лидия Фролова, вице-президент DeafSkills. — Эти люди привыкли жить “за забором” и уже готовы к неприятию. Они учат своих детей тому, что ничего хорошего этот мир дать им не может. Мы добились того, что люди с нарушениями слуха спрятались, и теперь нам нужно рушить эту стену с двух сторон».
Интересно, каково быть по ту сторону стены? Что почувствует здоровый человек в обществе слабослышащих, если он в абсолютном меньшинстве? Остаюсь слушать пресс-конференцию на стороне слабослышащих. Не проходит и нескольких минут, как моя соседка слева начинает что-то активно обсуждать при помощи жестов с моим соседом справа. Как им предложить сесть вместе? Вдруг, если я буду использовать жесты, я случайно их оскорблю? Чем-то напоминает ситуацию с китайским языком: стоит изменить тон или интонацию, и безобидное слово может превратиться в ругательство. А здесь для слышащего человека совсем минное поле.
«Одна из ключевых проблем глухих людей сегодня — это проблема с коммуникацией, — говорит Лидия Фролова. — Здоровым людям удобно их не слышать, а значит, не замечать. Вот только трагедия в том, что люди с нарушениями слуха, напротив, изо всех сил хотят понимать слышащих. А с ними просто не хотят разговаривать. Получается, что когда глухой или слабослышащий человек устраивается на работу, ему невероятно трудно доказать, что он — замечательный профессионал».
В практике Лидии была масса случаев, когда глухих или слабослышащих не хотели брать на работу даже по знакомству. «Я пыталась трудоустроить очень талантливого флориста, который даже немного читал по губам. Люди отказывались брать его на работу, потому что он не сможет общаться с клиентами, даже когда видели, на что он способен».
Формально российское государство обязывает принимать на работу инвалидов: на них выделяются специальные квоты и субсидии. В реальности работодатели обращаются к таким, как Лидия — людям, работающим с инвалидами, — с просьбой «дать им одного или нескольких инвалидов». При этом часто даже не обсуждается, о каком профессионале идет речь. «Это все равно что сказать: дайте мне двух блондинов в компанию, — говорит Фролова. — И хорошо, если спрашивают. Многие бизнесмены предпочитают платить штраф и вовсе не брать к себе инвалидов».
В России только пять крупных компаний принимают к себе на работу людей с нарушениями слуха. По словам Станислава Иванова, главы Молодежной организации глухих «Успех», эта ситуация не уникальна. Люди с нарушениями слуха по всему миру испытывают одинаковые трудности. Станислав прекрасно понимает, о чем говорит: после пресс-конференции я задаю ему вопросы письменно. Он плохо слышит, поэтому сначала читает их по бумажке, и только потом мы пробуем общаться. Я говорю громче и четче, а Станислав старается вникнуть в каждое слово. Его желание услышать другого так велико, что мне становится как будто немного стыдно за слышащих: здоровые люди редко относятся к словам других с таким вниманием.
И я вспоминаю слова Лидии Фроловой о том, что слабослышащие очень ценят, когда к ним обращаются.
«Мне очень знакомы все проблемы, с которыми сталкиваются глухие люди. Сначала для их решения мы создали молодежную организацию. Теперь проведем соревнование DeafSkills, цель которого — дать возможность глухим и слабослышащим показать свой профессионализм в самых разных сферах: от ювелирного дела до программирования, — рассказывает Иванов. — За два года мы подготовим экспертов по работе с глухими, напишем учебные планы, адаптируем образовательную программу. Но самое главное, что нам предстоит сделать, — это провести мероприятие и изменить отношение к глухим людям».
На пресс-конференции присутствуют несколько слабослышащих людей, которые достигли больших успехов, чем многие слышащие. Например, молодой человек по имени Леон. Он одет просто и элегантно и на публике смущенно улыбается. Леон не привык к такому вниманию: полностью глухой, он говорит только на языке жестов. Его профессиональный путь — одна из наиболее ярких историй успеха среди людей с нарушениями слуха. Леон самостоятельно открыл в центре Москвы парикмахерский салон, где теперь стригутся многие известные люди. И теперь ему постоянно пишут из других городов юноши и девушки, которые хотели бы стать его учениками. Но, к сожалению, возможности ездить по России и преподавать у Леона пока нет.
Преподаватели среди слабослышащих и глухих — не такая уж редкость. Например, другая участница конференции Анастасия закончила факультет искусств, работает в театре неслышащих актеров и ведет занятия йоги. «У глухих масса внутренних барьеров, а с помощью йоги с ними можно работать», — полушепотом рассказывает мне Настя. Вопросы она, как и Станислав, поначалу тоже читает с бумажки. Но позже мы начинаем общаться. Насте непросто, но она очень старается меня понять. «Для того чтобы преподавать йогу, я ходила на курсы к слышащему педагогу. Учиться мне помогали однокурсники: они записывали за преподавателем и отдавали мне конспекты». Сегодня Настя делает познавательные йога-туры для глухих. Причем педагогов приглашает слышащих. «Зачем?» — спрашиваю ее я. «Чтобы глухие и слабослышащие не зацикливались только на своем мире, а чувствовали себя частью чего-то большего».