Фото: IFA Film/East News
Фото: IFA Film/East News

Дореволюционное время

В начале ХХ века дети нередко играли в виселицу, их жертвами становились кошки и собаки. В одной из своих книг Надежда Крупская вспоминает случай, что в газетах появилось сообщение о двух детях, повесивших своего товарища восьми-десяти лет. А Лев Толстой в книге «Воспитание в свободе» описал детский суд, случившийся в яснополянской школе. Один из учеников украл что-то, и когда дети узнали, кто вор, учителя предложили им самим определить наказание. Одни предлагали высечь, другие — пришить ярлык «вора». Последнее требовал мальчик, который до этого носил ярлык «лгуна». Наказание было определено, и во время пришивания ярлыка «все ученики с злой радостью смотрели и подтрунивали над наказанным». Некоторым карательная мера казалось слишком мягкой, дети требовали ужесточить ее и провести виновного по деревне.

1930-е годы, или «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»

С таким заголовком в газетах была опубликована фотография Сталина с маленькой девочкой Гелей Маркизовой, родители которой спустя некоторое время были репрессированы. Детей, чьи родители подвергались репрессиям, как правило, отправляли в детские дома или передавали под опеку родственникам, не считавшимся изменниками родины. Обычно эти дети становились изгоями в школах и детских домах. Сверстники называли их «троцкистами», «сыном» или «дочерью врага народа». В Борковском детдоме был зафиксирован случай изнасилования двух восьмилетних девочек детьми из старшей группы. А в Федоровском детском доме из-за жестоких избиений старшеклассниками совершались массовые побеги. За малейшие провинности воспитатели заставляли детей избивать друг друга.

1970-е и 1980-е годы

Драки носили больше социальный характер — так определялось место в обществе. Как правило, потасовки происходили за пределами школы. Ученики младших классов дрались до первой крови, старшеклассники — до победы. В 70-е и 80-е годы было модно заниматься каратэ, многие знали приемы этого боевого искусства. Незатейливые детские потасовки перерастали в подростковые неформальные группировки, которые выясняли отношения в массовых побоищах. Наиболее известной группировкой была казанская «Тяп-Ляп», состав которой насчитывал около 300 человек. У «тяп-ляповцев» было холодное и огнестрельное оружие. К концу 80-х группировки жестоких детей и подростков практически исчезли. 

Фото: John Pratt/Keystone Features/Getty Images
Фото: John Pratt/Keystone Features/Getty Images

1990-е годы

Беспризорные дети 7–14 лет начинают сбиваться в компании. Лидеры групп вовлекают ребят помладше, заставляют принимать участие в разборках, совершают на их глазах насилие над другими детьми. Младшие вынуждены докладывать и «стучать» на своих сверстников, вымогать деньги и отчитываться перед старшими. В детских домах увеличилось количество преступников.

2000-е годы

С появлением модных журналов и интернета у школьниц формируется новый идеал красоты. Многие девочки пышного телосложения подвергаются травле со стороны одноклассниц. Школьные козни перерастают в навязчивые телефонные звонки или анонимные сообщения в социальных сетях с угрозами и оскорблениями.

В отличие от начала XX века, нынешние дети убивают не животных, а друг друга или доводят одноклассников до самоубийства. Семнадцатилетняя Катя рассказала, что создала фейковую страницу в социальной сети и издевалась над новой одноклассницей, та не прошла «проверку на крепость» и свела счеты с жизнью. Участились случаи смертности и среди детей младшего возраста. В июле в Еврейской автономной области дети до полусмерти избили пятилетнего мальчика, ему диагностировали открытую черепно-мозговую травму. В Крыму подросток вымогал у ребенка 10 тысяч рублей. Когда тот отказал, его избили. В Сергиевом Посаде школьницу избили ее знакомые. Издевательства засняли на камеру и выложили в интернет.

Появляется кибербуллинг — травля в социальных сетях, на форумах, чатах и онлайн-играх. По данным исследования ВОЗ (2013–2014), среди 11-летних детей 11% мальчиков и 8% девочек сталкивались с травлей — их оскорбляли в сообщениях по меньшей мере два-три раза в месяц. Российское исследование 2012 года подтверждает, что 10% школьников в России страдают от травли в интернете (в Европе — 6%).