Дмитрий Буткевич: Посвящение Тарковскому
Музей AZ — это первый и единственный в России музей, посвященный художнику Анатолию Звереву; он часто подписывал свои работы этой аббревиатурой.
Зверев давно признан одним из главных представителей так называемого «неофициального» советского искусства 1950–1980 годов. Частный музей хранит не только огромную коллекцию работ самого Зверева (около 1500 единиц хранения!), но также и крупное собрание произведений его современников-нонконформистов.
Специфика Музея AZ состоит еще и в том, что, по замыслу организаторов, у него нет постоянной экспозиции; коллекция, постоянно ротируясь, представляет разные грани творчества неофициальных художников третьей четверти 20-го века. Сейчас, например, здесь работает выставка «Зверев-GALA» — лучшие работы мастера из собственного музейного собрания.
Характерная черта выставочных проектов музея — они всегда синтетичны, то есть объединяют в общем экспозиционном пространстве разные виды искусства. Показ живописи и графики сопровождается видеоинсталляциями, сюжетами кинохроники, событийными фото и, как правило, оформляется театральными декорациями.
Одной из самых эффектных — и эффективных, кстати, если судить по реакции и обычных посетителей, и профессиональных критиков, — выставок прошлого сезона стал совместный проект Музея AZ и Фонда Дзеффирелли (Италия) «Новый полет на Солярис».
Это была уже третья часть своеобразной выставочной трилогии, задуманной куратором Музея AZ Полиной Лобачевской, а посвященной, что понятно из названия, творчеству Андрея Тарковского. Трилогия сопоставляла наследие Тарковского, которого можно назвать нонконформистом в кинематографии, с творчеством художников — его современников и единомышленников.
Первая часть «Трилогии Тарковского» прошла в фойе московского Электротеатра и сочетала архивные документы и фотографии со съемочной площадки «Сталкера» с поистине космогонической живописью Петра Беленка; экспозиция называлась «Предвидение». Вторая часть, занявшая Новое пространство Театра наций, свела вместе эпизоды и детали сценографии «Андрея Рублева» с повествовательно-символической графикой и живописью Дмитрия Плавинского («Прорыв в прошлое. Тарковский&Плавинский»).
Третья часть проекта была показана нынешним летом во Флоренции, в палаццо Сан-Фиренце, совместно с Фондом Франко Дзеффирелли. Великий русский кинорежиссер встретился с современным ему великим кино- и театральным итальянским режиссером в сопровождении 34 живописно-графических произведений из собрания Музея AZ: всего 12 художников. Разных, но чем-то похожих своим «нелинейным» отношением к окружавшей их и Тарковского тягучей советской действительности, засасывающей и подавляющей, наподобие океана Соляриса.
Здесь безглазые лица Олега Целкова и символико-кубистические «головы» Владимира Янкилевского соседствуют с цветочными гуашами Владимира Яковлева, сюрреалистические кувшины Дмитрия Краснопевцева и пейзажи Юло Соостера спорят с дробными постмодернистскими миражами Дмитрия Плавинского, рядом — неокубические миры бронзовых торсов Эрнста Неизвестного и игральных карт Владимира Немухина; коллажи Лидии Мастерковой, Петра Беленка и Франциско Инфанте; наконец, маэстрия красок Анатолия Зверева.
Вот что говорит о выборе места и партнера проекта «Новый полет на Солярис» гендиректор Музея AZ Наталия Опалева: «Франко Дзеффирелли — легенда мирового искусства — родился во Флоренции. Андрей Тарковский жил во Флоренции после отъезда из СССР. С Италией связаны такие судьбоносные моменты в биографии Тарковского, как вручение “Золотого Льва” на Венецианском кинофестивале, совместная работа с Тонино Гуэррой над сценарием и съемки фильма “Ностальгия”».