Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Название Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) прочно связано в сознании зрителей с русским классическим искусством: по названию музея, по составу собрания, да даже по внешнему виду исторического здания Третьяковки в Лаврушинском переулке.

Связывать галерею с мировой классикой до сих пор было как-то не принято. Но вот прошлогодний проект «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» вывел ГТГ в ряд популяризаторов и интерпретаторов мирового классического наследия.

На выставке было представлено 42 живописных произведения из Музеев Ватикана — никогда ранее это комплекс, входящий в список десяти крупнейших мировых музейных собраний, не вывозил за пределы собора Святого Петра одновременно столь значительное число единиц хранения из своего собрания.

Куратор выставки — известный искусствовед, исследователь итальянского искусства и автор проекта «Сноб» Аркадий Ипполитов (ГосЭрмитаж, СПб) — назвал проект «Вечный Рим», что, по его мнению, «выразило идею преемственности истории и сегодня обозначает то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества». А гендиректор ГТГ Зельфира Трегулова, в свою очередь, напоминает, что «уподобление Москвы Третьему Риму, сыграло столь важную роль в русском самосознании» (здесь и далее фактологические материалы предоставлены ГТГ. — Прим. ред.).

Фото: Wikipedia.org
Фото: Wikipedia.org

О «шедеврах ватиканской Пинакотеки», об «уникумах», как писали некоторые СМИ, я бы говорить не взялся, хотя и неплохая, крепкая такая получилась выставка, с включением художников, как принято называть, первого ряда.

В Москве зрители увидели систематически подобранные полотна, иллюстрирующие историю искусства от Средних веков — 12–13-го столетий — через эпоху раннего и зрелого Ренессанса до позднего барокко. От Фра Беато Анджелико через Рафаэля и Корреджо до Гвидо Рени и Гверчино. За три месяца выставку посетили 163 тысячи 71 человек (данные о посещаемости выставок предоставлены пресс-службой ГТГ.— Прим. ред.).

Следующий проект Третьяковки выглядел наименее классическим: «Некто 1917» — выставка, посвященная одному году в русской истории вообще и в истории искусства в частности. Галерея решила показать произведения, либо созданные ровно 100 лет назад, либо повествующие об этом страшном решающем годе.

147 экспонатов и архивные документы. 34 собрания от Тель-Авива до Архангельска и от Екатеринбурга до Лондона; в том числе 12 частных коллекций. Таков масштаб экспозиции, которую посмотрели 86 349 человек.

Целью проекта организаторы объявили желание отойти от стереотипов и приблизиться к пониманию сложной картины этого важнейшего периода в жизни России. Искусство перед неизвестной реальностью — так они обозначили тему. Отсюда — отсутствие стереотипов экспонирования революционного искусства; отсюда — непривычное глазу зрителя многоголосье мнений и стилей в 1917 году.

Вот как формулировали свои идеи кураторы: «Демонстрируются работы как художников-мифотворцев, размышлявших о будущем России, так и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое преображение мира». Фигуративная живопись представлена произведениями Б. Григорьева, Б. Кустодиева, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, К. Юона, З. Серебряковой, а беспредметная — работами В. Кандинского, И. Клюна, К. Малевича, М. Шагала, Л. Поповой, А. Родченко, О. Розановой и других авангардистов.

Третий «классический» проект Третьяковки прошедшего сезона представляет традиционную для галереи монографическую выставку хрестоматийного художника — «Василий Верещагин». Творчество знаменитейшего русского баталиста представлено наиболее полно, насколько это позволяют межмузейные связи и международная культурная ситуация. Около 500 экспонатов из 24 собраний, в том числе 19 российских и одного зарубежного музея (Азербайджан).

Цель выставки, как обозначила ее куратор Светлана Капырина, — обновить взгляд публики на творчество художника, открыть «другого» Верещагина.

Не знаю, насколько это получилось. На мой взгляд, обилие повторяющихся сцен, сюжетов и отдельных приемов не лучшим образом отображают творческие завоевания художника. А ведь Василий Верещагин был успешен и признан еще при жизни. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в городах Европы и Америки, причем лишь треть из них — в России. И при этом искусство его часто больно ранило власти предержащие и постоянно вызывало резкое отторжение у элиты. Многие его картины были напрямую запрещены цензурой.

Экспозиция, прошедшая в залах «Новой Третьяковки» на Крымском валу, была построена в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867–1874), Индийская (1874–1880-е), Балканская (1877–1881), Палестинская (1883–1885), Русская (1888–1894), Японская (1903–1904).

Интересно, что непосредственно к выставке были восстановлены две большеформатные рамы, выполненные по эскизам Верещагина для картин «Перед атакой. Под Плевной» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». А для создания особой атмосферы, окружавшей художника, экспозиция была дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства и этнографическими предметами из тех областей и стран, где работал Верещагин.

Выставку Василия Васильевича Верещагина посетило наибольшее количество зрителей, что вполне объяснимо: отечественный зритель по-прежнему тянется к художникам, знакомым ему с детства, из иллюстраций к школьным учебникам литературы и истории. За четыре с половиной месяца выставку посетили 317 419 человек.

Автор — арт-обозреватель радиостанции «КоммерсантFM»