Фото: Елена Никитченко/ТАСС
Фото: Елена Никитченко/ТАСС

Ɔ. «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» — две пьесы московского драматурга Дмитрия Данилова. Почему вы решили их объединить?

Все началось с того, что ребята из «Мастерской Брусникина» захотели поставить «Человека из Подольска», а я очень люблю пьесу «Сережа очень тупой» — и я предложила их объединить. Сначала у ребят были сомнения: им казалось, что пьесы в каком-то смысле одинаковые, раз в обеих используется один и тот же ход — провокация. Но как раз в этом я и увидела возможность объединить их в одно действие и устроить провокацию уже для зрителя.

Ɔ. Обе пьесы есть в репертуаре московских театров. «Человек из Подольска» идет в «Театре.doc», а «Сережа очень тупой» — в театре Фоменко. Что нового ждет зрителя в театре «Практика»?

Конечно же, это очень востребованные пьесы. Данилов побеждал с ними на разных конкурсах (пьеса «Человек из Подольска» получила премию «Золотая маска — 2018» в номинации «Работа драматурга». — Прим. ред.). То есть он попал в какую-то тему, которая находит у людей отклик, независимо от их идеологии, личных качеств и социального статуса.

Во-первых, мне очень нравится соединение этих названий — именно так, без точки. Во-вторых, у нас зритель перестает быть наблюдателем. Он становится участником нашего эксперимента — психологической инсталляции. Ну и, конечно же, это замечательные артисты из «Мастерской Брусникина» — у многих из них уже есть свои поклонники, которые приходят «на них», — и художник спектакля Савва Савельев, с которым мы впервые работаем вместе. Для Саввы — режиссера многих нашумевших церемоний, концертов и разовых спектаклей — это первая работа в репертуарном театре.

А вообще в ответ на вопрос про что-то новое вспоминаются слова Олега Табакова: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». Новая команда и свежий взгляд на пьесу — это всегда здорово и уже само по себе что-то новое.

Ɔ. В чем заключается эксперимент, о котором вы говорите?

И в той, и в другой пьесе происходит эксперимент над сознанием человека. Мы будем проводить его не только в двух залах одновременно, но и в фойе, буфете, на улице и даже в очереди в туалет. Мы будем исследовать своего зрителя, и нам самим интересно, как все в итоге сложится. Результатами мы обязательно поделимся.

Ɔ. Почему в театрах появляется все больше постановок, посвященных современному человеку и его проблемам?

Думаю, что театр не может без современной драматургии. К счастью, сейчас есть много талантливых авторов и хороших произведений о человеке. Их обязательно нужно находить и показывать.

Ɔ. Кто сейчас занимается театром «Практика»?

Незадолго до смерти Брусникина в театре разделили должности директора и художественного руководителя. Дмитрий Владимирович хотел, чтобы у него было больше времени заниматься художественной частью. Департамент культуры назначил директором Бориса Михайловича Мездрича, и они с Димой успели составить план на этот сезон. Сейчас на Мездриче держится все, но мы все ему помогаем. Он очень вдумчивый и внимательный человек, большой профессионал, который хочет, чтобы все было достойно. И так, как хотел Дмитрий Брусникин.

Кроме выпуска запланированных спектаклей, самое сложное и важное, что мы сейчас пытаемся осуществить, — это программа развития. Семинары, дискуссии, творческие лаборатории и, конечно, огромная образовательная программа, которая была написана при Дмитрии Владимировиче. «Практика» — это театр современного текста, и в этом ключе он таким и останется, но он будет развиваться, как этого и хотел Брусникин.

Ɔ. Как между собой взаимодействуют «Практика» и «Мастерская Брусникина»?

«Мастерская Брусникина» — это отдельная прекрасная команда со своим директором Катей Троепольской. Формально артисты не привязаны к «Практике», они — резиденты и участвуют примерно в половине спектаклей театра. Большинство хитов «Практики» созданы брусникинцами: «Чапаев и пустота», «Это тоже я. Вербатим» и другие.

Конечно же, у них есть тесная взаимосвязь друг с другом. Поэтому в свое время и было принято решение о том, что Дмитрий Владимирович руководит и «Практикой», и «Мастерской». Но у Брусникина изначально была железная позиция: в театре не будут ставить только спектакли брусникинцев, это должна быть открытая площадка для всех интересных и талантливых проектов.

Резидентами театра в этом сезоне также являются Мастерская Кудряшова и Мастерская Рыжакова. В октябре и ноябре они представят свои премьеры — «Несколько разговоров о (Христе)» и «Дождь в Нойкельне».

Ɔ. Как теперь будет работать «Мастерская Брусникина»?

Здесь у нас тоже есть планы, которые были разработаны на год-два вперед, все они обсуждались вместе с Дмитрием Владимировичем.

А главное — есть люди, которая просто фонтанируют идеями. Причем многие ребята так воспитаны, что ищут любые пути для реализации задуманного: включаются во все, что им предлагают, и сами очень многое дают в ответ.

Сейчас у нас выходит спектакль «Смерть и чипсы». Это полностью инициатива ребят. Актеры из «Мастерской Брусникина» Вася Буткевич и Маша Крылова очень долго «приставали» ко всем с этим материалом, в результате самостоятельно нашли режиссера и деньги и выпустили этот спектакль. В наших детях очень много идей, вдохновения и творческой свободы, и я уверена, что этот поток не прекратится.

Конечно же, только сейчас мы понимаем, сколько всего было сосредоточено в одном человеке. Но мы все готовы помогать друг другу и осуществлять задуманное. Нельзя подводить Дмитрия Владимировича, который столько всего сделал для современного театра.Ɔ.

Беседовала Саша Чернякова