![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Один на один с дивой. Как прошел закрытый показ «Марии до Каллас»
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f1/1a/f11ab4018a1ac0bac83e982603ae3ad7bb3adc43501e175bb014678c3ac1aea6.jpg)
Фильма «Мария до Каллас» не было бы, если бы не случай в Metropolitan Opera. Режиссер фильма Том Вольф вскоре после переезда в Нью-Йорк в 2013 году пошел гулять и, проходя мимо здания оперы, решил купить билет на ближайший спектакль — самый дешевый, на последний ряд без стульев. Тем вечером показывали «Лючию ди Ламмермур» Доницетти. Вольфу было 26 лет, и в опере он совершенно не разбирался. Простояв первый акт, он собирался уйти, но разговорился с пожилым мужчиной в смокинге. Тот купил билеты в бельэтаж за полгода до спектакля, но накануне его жена заболела и не смогла к нему присоединиться. Второй акт Вольф смотрел в окружении сливок общества, любителей оперы, одетых в вечерние туалеты, и ушел сильно взволнованный увиденным. Он решил узнать про «Лючию де Ламмермур» чуть больше и послушал партию Лючии в исполнении Марии Каллас.
Певица захватила его внимание, он стал читать и смотреть все о ней, потом начал переписываться со знатоками ее биографии и работ. Самое большое впечатление на него произвели записи ее интервью для телеканалов и радиостанций разных стран, а также невероятно интимные и грустные письма — певица очень вдумчиво и честно отвечала на вопросы журналистов, не прикрываясь образом загадочной дивы. Вольф решил сделать фильм, в котором Каллас говорила бы сама за себя, без многочисленных интервью «свидетелей Марии». Точнее, таковым в кадре будет только один человек — ее учительница в Афинской консерватории.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8e/ab/8eabfc8d9ade7efb83cebef72c894769f310b6131ca55a34baf9b12441374132.jpg)
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/76/01/7601f425dd7b9dc5e0ae7b2398ecb5553996bc2ea79df8b51b26f19e327708d5.jpg)
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/83/fe/83fe77b81ba87642ad0782187f5815ad446c1f1c734597510b876eedf538cd1f.jpg)
Деконструированный образ примадонны у Вольфа вышел совершенно не похожим на жесткую диву в исполнении Фанни Ардан. Фильм ставит зрителя в положение преследователя: бесконечно повторяющиеся кадры с Марией Каллас, продирающейся сквозь толпу фанатов к машине, чтобы помахать из окна рукой и исчезнуть, лучше всего дают понять тяжесть бремени славы. Для каждого телеоператора, который приближался к певице вплотную, чтобы задать вопрос о личной жизни, это была минута охотничьего азарта. Для Каллас это была рутина, с которой она справлялась как могла, не убирая улыбки с лица.
Сегодня можно быть «девочкой-скандал», в 50-е, 60-е, 70-е оперная прима была обязана блюсти честь работодателя и надевать маску вежливого и мягкого собеседника всякий раз, когда на нее наводили объектив. Множественные сцены охоты на прекрасную жертву в элегантных шляпках перемежаются записями видеоинтервью, по которым можно изучать кодекс поведения женщины середины прошлого века. Женщины, бесконечно зависимой от разных мужчин, их настроения и решений.
Ее всемирная слава едва ли делала ее свободнее от чужого мнения. Каллас понимала, что у нее, в отличие от многих, есть царские привилегии: возможность жить красиво, возможность петь на лучших сценах, — и за эти привилегии надо платить недешево. О цене зритель узнаёт из ее писем певице Эльвире де Идальго. «Дорогая Эльвира…» — так начинается очередная глава хождений по мукам: полное физическое бессилие, эмоциональное выгорание, тревожность. «Здесь мне спокойно, но как далеко это спокойствие от счастья», — пишет Каллас своей подруге. Другие письма — главному мужчине в ее жизни, Аристотелю Онассису — полны тоски и нежности. Выражая все чувства на бумаге, она оставалась холодно-сдержанной для журналистов, которые десятки раз задавали ей вопросы о том, кем она приходится миллиардеру-судостроителю и кем она может назвать его — другом, любовником, женихом? Каллас была гением коммуникации — с близкими, с репортерами, со зрителями. Крупные планы ее лица во время исполнения знаменитых арий дают понять, почему она стала иконой, не имея выдающихся вокальных данных.
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/fb/4afb062ba9d6c9a54dfd7843a778e91198b047e651ceec70d44d9aa51eaf600a.jpg)
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5b/77/5b7705a72c536f4b55f8b1ee9e74625d03d7358858d326dd75f139b8f8854d96.jpg)
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9e/fb/9efbebea590d656f884538363f534e4a3e82cf1237c9b6ab3fecb8a65f9cd446.jpg)
![Фото: Владимир Яроцкий](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/49/1f/491facf6e06610ae9c41e80584dd6414753156eb527e9413b2a464d3feb56ccd.jpg)