Фото: Singapore GP
Фото: Singapore GP

В представлении многих Сингапур — одноразовый город. Его карма — роль транспортного узла, промежуточного места, с которым знакомятся по пути куда-то подальше: имея стыковку или длинную пересадку в аэропорту Чанги, можно запросто выйти в город — провести без визы в Сингапуре при транзите разрешено целых 96 часов. Вышли, взглянули на ключевые достопримечательности, полюбовались урбанистическим пейзажем, поставили галочку: побывали, увидели.

Сингапур не та пляжная Азия, мысли о которой не дают впасть в депрессию серыми офисными буднями. На знаменитой Сентосе пляж выступает бонусом к другим развлечениям, а привлекательные дикие пляжи находятся на островах, коих в государственных границах Сингапура больше шестидесяти. Другое дело, что жить на этих островах негде, добраться до них можно только на частной лодке, и никакой туристической инфраструктуры там пока нет.

Не назовешь Сингапур и городом, в котором хочется, пусть и недолго, побыть местным жителем. Ну, знаете, как это бывает в Италии? Снимаешь квартиру в Риме, ездишь на трамвае, ходишь по утрам на рынок за свежей бураттой и пармской ветчиной, бегаешь в парке Вилла Боргезе и бродишь по улицам, чувствуя себя горожанином, а не туристом. В Сингапуре притворяться местным слишком дорого и слишком жарко.

Чтобы в Сингапур вернуться или приехать намеренно, совершенно точно нужен повод. И, все про себя понимая, Сингапур такие поводы регулярно создает. Тут проводится и сверкающий звездами Мишлен Food Festival — гастрономический фестиваль, для которого именитые рестораны и повара создают специальные сеты блюд, и любопытный фестиваль искусств International Festival of Arts, и даже рождественский фестиваль, в погоне за рекордами превосходящий по красоте иллюминации столичные европейские. Но все же всем событиям, вместе взятым, далеко до того туристического и информационного ажиотажа, который создает сингапурский этап самых знаменитых гонок мира — «Формулы-1».

В дни гонок Сингапур похож на фестивальные Канны. В городе полно звезд и экспертов, а сплошь и рядом — на улицах, в отелях и ресторанах — встречаются люди с билетами, аккредитациями и пропусками, свисающими на шнурках с гордых шей. Так уж человек устроен, что, нацепив бейдж, чувствует себя принадлежащим к особой расе, закрытому клубу, желанному мирку, доступному лишь немногим. Мирок этот в случае с «Формулой» интересный, и к бейджу много чего прилагается. Для начала, конечно же, сами гонки. Они тут особые.

Гран-при Сингапура проводится уже 11 лет подряд и выделяется на фоне других этапов «Формулы» по двум причинам. Во-первых, сингапурская гонка ночная. Заезды проходят после заката и по причине вполне очевидной: чтобы пилоты не сварились в болидах. Температура воздуха внутри несущегося автомобиля доходит до +40 градусов, а днем, под палящим солнцем, увеличивается еще в полтора раза. Вторая особенность — в низких, по сравнению с другими этапами, скоростях. Пятикилометровый маршрут проложен по городским улицам, и за один круг пилотам надо повернуть 23раза, а значит, постоянно тормозить. В спортивном смысле этап в Сингапуре, возможно, не самый зрелищный: здесь не развиваются суперскорости, а на короткой прямой и в узких поворотах редко происходят обгоны, но с эстетической точки зрения Гран-при Сингапура — пир для глаз. С трибун открываются впечатляющие виды на ярко освещенные участки трассы и пит-лейн на фоне фотогеничных небоскребов, и пока по городским мостам неторопливо едут автобусы, под мостами с ревом проносятся болиды. Сингапур так хорошо натренировался в организационных вопросах, что улицы перекрывают всего за день до начала соревнований, а через пару дней после их окончания от ограждений, заборов, кордонов и трибун не остается следа. С одинаковой быстротой устанавливают, а потом убирают полторы тысячи бестеневых прожекторов, освещающих трассу особым образом, чтобы не слепить водителей и не создавать бликов на асфальте. С впечатляющей скоростью разматывают, а потом сматывают 135 километров проводов.  

Прогулка по пит-лейну, пожалуй, лучший способ увидеть Сингапур глазами пилота «Формулы-1». В предшествующие квалификации и финалу дни зрителей с дорогими билетами Paddock Club Tickets пускают погулять по трассе и посмотреть, как в боксах на пит-стопе команды технической поддержки готовят к соревнованиям болиды. Это действительно любопытно — даже тем, кто далек от гонок. Эйфория накатывает самопроизвольно, когда видишь сложно устроенные болиды, спецов в фирменных комбинезонах, особые домкраты и гайковерты, когда трогаешь покрышки, сложенные башенками на пит-стопе, когда рассматриваешь зернистую структуру асфальта на пит-лейне, цветную разметку и, конечно, шашечки на финишной прямой.

Занятно, но финиш едва ли кульминация гонки — не ради него туристы приезжают на «Формулу». Сидеть на трибуне и глазеть два часа на короткий отрезок трассы, по которому пролетают болиды, вертеть головой из стороны в сторону с упорством заводной игрушки, признаться честно, надоедает. И даже рев моторов — тот звук, который вызывает мурашки восхищения, когда ты слышишь его впервые, — довольно быстро превращается в назойливый раздражитель. Многие зрители смотрят гонку в берушах и уходят с трибун, не досмотрев заезд до конца. Им не так важно, кто победит, они приехали не ради спорта, а ради двух других составляющих «Формулы»: тусовки и атмосферы.

С атмосферой все понятно и, кстати говоря, просто. Проникнуться «Формулой» и посмотреть на заезды — тренировочные, квалификационные и даже финал — можно, не покупая билетов на трибуны. Вид на участки трассы открывается со многих точек в городе: с мостов, из окон отелей и ресторанов, с различных террас. Из бара Cé La Vi в знаменитом отеле Marina Bay Sands, похожем на севший на мель на верхушках трех небоскребов корабль, виден почти весь Сингапур. Вот футуристические скульптуры-деревья в садах Gardens by the Bay. Вот залив, вот панорамный вид на исторический центр. Как на ладони гигантское колесо обозрения Singapore Flyer — во время гонки на него могут попасть только владельцы билетов на «Формулу», причем бесплатно. А вот и изогнувшийся питоном пит-лейн, подсвеченный полутора тысячами мини-прожекторов. С высоты и на расстоянии болиды выглядят шустрыми муравьями, и, если хочется их разглядеть и быть ближе к действию, то лучше отправиться в бар на крыше гастрономического ресторана 1919 Waterboat House. По иронии, этот дом тоже похож на корабль — эдакий бетонный баркас, и гоночной трассой он фактически окружен, поскольку стоит внутри одной из петель. В дни «Формулы» тут организуют симпатичный фуршет стоимостью 250 сингапурских долларов с человека: пока играет приятная музыка, пока шампанское пузырится в бокалах, болиды с ревом проносятся мимо, а вокруг все в огнях стоят небоскребы. Ощущения, сказать по правде, на миллион.

Впрочем, все, что касается больших денег, относится ко второй переменной «Формулы» — тусовке. Десятки приуроченных к гонкам вечеринок проводятся по всему городу, но самых знаковых две — одна в клубе Podium Lounge в отеле Ritz-Carlton, другая в Amber Lounge, особом шатре, возводимом по случаю Гран-при. Оба события — это гламур в квадрате для местной, экспатской и приезжей богемы, которая не прочь заплатить от 300$ до 600$ с человека за вход и столько же за каждую бутылку шампанского. Зато все тут богато: ботинки из крокодила и ролексы, высокие шпильки, вечерний макияж и вечерние платья, открытые спины, длинные ноги и драгоценности, которые подпрыгивают вместе с ногами и шпильками, когда диджеи заводят свои электронные сеты.

Кстати, музыки на «Формуле-1» много — все же надо дать ушам отдохнуть от рева моторов. Начетырехплощадках рядом с трассой проходят концерты с выступлениями звезд разной величины: от более камерных коллективов Eatmepoptart и Boys in the Band до популярной во всем мире Дуа Липы, Лиама Галлахера из группы Oasis, Simply Red и сводящего пол-Азии с ума тайваньского Джастина Бибера по имени Джей Чоу. Всех их привозили в этом году. Концерты совершенно бесплатные, но попасть на них могут лишь те, у кого есть билеты на Гран-при в день концерта.

В имиджевом плане «Формула-1» для Сингапура и вишенка на торте, и звездочка на погонах, однако престиж — дело накладное: Сингапур покрывает 60% себестоимости гонки, ежегодно вкладывая в мероприятие порядка 90 миллионов долларов. И это при том, что наличие трека в центре города сопряжено с убытками и неудобствами, в том числе для туриста. Тем, кому атмосфера и шум гонок не интересны, лучше избегать путешествия в Сингапур во время «Формулы». С размещением в отелях становится сложно: цены на проживание взлетают, а номера в хороших гостиницах, особенно там, где из окон открывается вид на трассу, бронируют чуть ли не за год. Движение транспорта в центре города ограничено, а маршруты объезда увеличивают продолжительность и стоимость поездки на такси. К местам, находящимся внутри трассы, сложно попасть: опытные таксисты умудряются проехать по системе подземных парков, но это лабиринт, в котором легко заблудиться. Вся трасса огорожена, повсюду стоят заборы, добираться пешком до интересующих мест нередко надо в обход. Ограничения раздражают, от рева моторов начинает болеть голова, но если вы готовы дать «Формуле» шанс одержать победу над вашим внутренним дискомфортом, готовы удивляться и ценить момент, то вас захватит если не дух соревнования, то интенсивность происходящего, витающая в сингапурском воздухе. Поэтому напоследок скажу лишь одно: продажа билетов на Гран-при Сингапура 2019 года уже открыта.

Автор: Ирина Бажанова