Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Рабочие места

В конце 2010 года в Цюрихе стало известно, что чемпионат мира по футболу в 2018 году пройдет в России. Подготовку к мундиалю начали значительно позже — лишь в 2013 году. Все эти годы россияне гадали, сколько денег потратит правительство на подготовку к чемпионату. В итоге затраты страны оцениваются в 13,2 миллиарда долларов (688 миллиардов рублей). Общий вклад чемпионата в ВВП России за 2013–2018 годы составил 952 миллиарда рублей или около 1 процента годового ВВП. Этот показатель состоит, например, из расходов болельщиков из России и из-за рубежа на авиабилеты, проживание, покупку билетов на матчи, питание и развлечения в российских городах.

Таким образом, прошедший мундиаль будет оказывать положительный эффект на российскую казну еще около пяти лет: 150–210 миллиардов рублей — долгосрочный ежегодный эффект ЧМ-2018 для ВВП России, отмечает ТАСС с ссылкой на исследование, которое подготовил оргкомитет «Россия-2018». В том же докладе говорится, что развитие будет происходить в основном в туристической и строительной отраслях: это позволит обеспечить рабочими местами 160–240 тысяч человек.  

Мировые футбольные клубы присматриваются к российским игрокам

Игра сборной России на чемпионате мира 2018 года стала настоящей сенсацией — как для российских болельщиков, так и для иностранных футбольных клубов. До чемпионата мира только два игрока сборной — Денис Черышев и Владимир Габулов — играли в иностранных клубах. Еще во время ЧМ в Сети регулярно стали появляться новости о возможных трансферах россиян в ведущие мировые клубы. Самыми востребованными игроками сборной России стали нападающий петербургского «Зенита» Артем Дзюба и Александр Головин. При этом для последнего его игра на ЧМ-2018 стала судьбоносной: 27 июля было объявлено о его переходе во французский «Монако». Сумма трансфера стала рекордной — 30,5 миллиона евро: это самая крупная сумма, когда-либо заплаченная за российского футболиста. Кроме «Монако» на 22-летнего Головина претендовали «Ювентус» и лондонский «Челси».

В то же время бомбардир сборной Федор Смолов резко снизил свою стоимость на рынке: на поле он выглядел совершенно неубедительно, а в решающем матче с Хорватией не смог реализовать гол в ворота противника во время серии пенальти. А перед ЧМ Смоловым интересовался английский «Вест Хэм». По словам  владельца «Краснодара» Сергея Галицкого, клуб готов был заплатить £15 млн (17 миллионов евро) за нападающего.

Туризм и визовый режим

Во время ЧМ болельщики из России и других стран посетили 11 городов России — от Калининграда до Екатеринбурга. В каждом городе были построены новые стадионы, а в Ростовской области построили аэропорт, чтобы облегчить логистику туристов.

Если обращаться к статистике, всего стадионы посетили 6,8 миллиона человек, из которых половина — иностранцы. И если раньше большинство иностранных туристов ехали в Москву и Санкт-Петербург, после чемпионата значительно вырос спрос на речные круизы по России среди европейцев и граждан азиатских стран.

Несмотря на то что по FUN ID туристам многое предлагалось бесплатно или по большой скидке, исследования агентства делового туризма «Аэроклуб» показывают, что цены на авиаперелеты в города, где проходили матчи, увеличились в среднем на 35 процентов. Но это только средний показатель: цена билета из Москвы в Волгоград подскочила сразу на 68 процентов — с 7773 до 13 026 рублей, из Санкт-Петербурга — на 151 процент (с 8207 до 20 620 рублей).

После ЧМ болельщики, которые рискнули приехать в Россию, невзирая на негативные предостережения со стороны западных СМИ, признаются: вероятно, сюда они вернутся еще раз и возьмут с собой друзей и родственников. Такого интереса со стороны иностранных путешественников Россия не испытывала со времен Советского Союза. 72 процента россиян говорят, что смотрели видео об иностранных болельщиках по телевидению и в интернете: самым популярным оказался ролик английского блогера Тео, который вместе со своим отцом приехал в Россию и записал видео «Ожидание и реальность» о своем опыте путешествия во время ЧМ.

Несмотря на то что со стороны путешественников интерес к России вырос, визовый режим с начала 2019 года вернется к старой схеме. До 31 декабря текущего года все владельцы паспорта болельщика могут въезжать на территорию России без оформления визы.

Стадионы станут музеями

Еще до начала чемпионата в Сети появлялись опасения, что построенные 12 стадионов и 95 тренировочных баз сразу после проведения ЧМ окажутся «белыми слонами» — так называют стадионы, которые оказались невостребованными после завершения аналогичных чемпионатов в ЮАР в 2010 году и в Бразилии в 2014-м. В этих странах часть стадионов сегодня выполняют роль зданий для школы, офисов для чиновников или стоянок для транспорта.

Решения требовали еще до начала мундиаля. Виктор Мутко в мае 2018 года объявлял, что планирует передать стадионы клубам: «Если клубы маломощные, будут созданы управляющие компании. Мы подумаем о налогообложении». В июле была представлена «Концепция наследия чемпионата мира по футболу», подготовленная Министерством спорта. По замыслу ее авторов, российские стадионы, на строительство которых было совокупно потрачено 149 миллиардов рублей, должны выйти на окупаемость к 2023 году. Согласно той же концепции, на всех стадионах будут проводиться футбольные матчи, но часть зданий также будет переоборудована для специализированных экспозиций: например, в Санкт-Петербурге на «Стадионе Санкт-Петербург» откроется музей футбольного клуба «Зенит», в Самаре на стадионе «Самара Арена» расскажут на экскурсии о прошедшем чемпионате мира. Нижегородцы узнают о том, какой музей будет расположен на территории стадиона «Нижний Новгород», только будущей весной: по словам министра спорта Нижегородской области Сергея Панова, решение по этому вопросу еще не принято.

Имидж России в иностранных СМИ

Перед стартом чемпионата мира западные СМИ писали о неудачной организации мундиаля (кстати, в итоге этот чемпионат был признан лучшим в истории по мнению FIFA), об агрессивных российских болельщиках и опасностях, связанных с пребыванием в России иностранных туристов. Британская пресса призывала бойкотировать чемпионат по политическим причинам, таблоид The Mirror опубликовал материал с описанием ужасов, которые ожидают английских фанатов — британцы претендовали на проведение ЧМ и обвиняли Россию в коррупции.

Уже через неделю после начала ЧМ, вопреки всем ожиданиям и предсказаниям, категоричная зарубежная пресса смягчилась, The Guardian назвала Россию «замечательным местом» для проведения ЧМ. Еще позже появилось множество положительных статей на тему мундиаля, а большинство СМИ, несмотря на удивление, злорадство и даже чувство облегчения после поражения сборной России в матче с командой Хорватии (примеры здесь, здесь и здесь), писали об атмосфере карнавала и вседозволенности иностранных болельщиков:

«Через несколько недель после начала турнира у звезд мирового футбола, экспертов и публики, которые были в России, нет ничего, кроме положительных комментариев и опыта», — пишет американское издание CNBC.

«Без сомнения, Россия показала себя гостеприимной и приветливой страной. Многие гости чемпионата были впечатлены организацией чемпионата мира. Об этом еще до начала турнира говорил Путин: Россия должна стать лучшим организатором за всю историю чемпионата. Все политические разногласия остались невидимыми для гостей страны», — немецкое издание Die Tageszeitung.

Новые футбольные площадки для детей

На одной из встреч с болельщиками капитан сборной России по футболу Артем Дзюба рассказал, что он считает одной из главных побед сборной: «Мальчишки и девчонки болеют за нас и играют в футбол не в футболках Месси или Роналду, а игроков сборной России. Это самая главная победа для нас». Успех сборной России на ЧМ-2018 сломал стереотип, что Россия — не футбольная страна. Теперь главными героями дворового футбола стали не Роналду или Фернандес, а российские игроки Дзюба, Головин и Акинфеев. Именно на них хотят равняться дети, которые, поддавшись общей национальной эйфории, захотели стать профессиональными игроками.

Александр Алаев, и.о. президента Российского футбольного союза, считает, что главным наследием чемпионата мира станет приток детей в футбольные школы. Поэтому часть тренировочных полей, которые были построены для ЧМ, будут дооборудованы и созданы футбольные центры, куда будут отбирать самых перспективных детей. Идею развития футбола среди детей поддержали крупные бренды, такие как «МегаФон». Компания построила 11 футбольных коробок в городах — участниках чемпионата мира по футболу, дизайном которых занимались лучшие уличные арт-художники.  Откроются коробки футбольным турниром среди уличных команд. Победитель получит дизайнерскую экипировку, услуги настоящего тренера на год, а также доступ к спортивным каналам бесплатно через сервис «МегаФон.ТВ».

Узнать больше о проекте «МегаФона» можно по ссылке.

Автор: Руслан Алиев