Спикер с характером: обзор рынка умных колонок
По данным исследования компании Canalys, к концу 2018 года в мире будет 100 миллионов пользователей умных колонок, а уже через два года эта цифра вырастет до 225 миллионов. Компания Adobe Analytics подсчитала, что по состоянию на август нынешнего года у 32% домовладений в США есть умные колонки. Несмотря на это, борьба за рынок только начинается: два года назад потребитель мог купить только одно устройство от Amazon, сейчас подобных колонок на рынке десятки, и они учатся выполнять все новые и новые задачи.
Если говорить о мире в целом, то по использованию умных колонок впереди всех по числу купленных устройств США, Китай и Великобритания, следом идут Германия и Южная Корея. В этом году, в связи с запуском в июле продаж умных колонок «Яндекс.Станция», Россия, наконец, смогла также присоединиться к мировому тренду.
Умный динамик — колонка со встроенным виртуальным помощником. Устройство может быть также дополнительно оснащено камерой или жидкокристаллическим экраном. Впрочем, никаких правил здесь нет, и в дальнейшем все будет зависеть от фантазии компаний-производителей.
Встроенный помощник — решение на базе искусственного интеллекта, условно понимающее человеческий язык. Большинство пользователей, успевших пообщаться с этими помощниками в своем телефоне, знают, что их «уровень развития» пока напоминает не самого умного ребенка. Самые распространенные — Siri от Apple, Google Assistant от одноименной интернет-компании и Alexa от Amazon. О последней в России мало кто знает, потому что ее не встраивают в смартфоны, однако она появилась на рынке задолго до своих последователей. Также есть Bixby — голосовой помощник от Samsung, Cortana от Microsoft и наконец единственный русскоговорящий помощник — «Алиса» от «Яндекса».
Изначальная концепция смарт-динамика — служить центром управления экосистемой умного дома, а также помощником в заказе разнообразных товаров и услуг. Смартспикер подсоединяется к находящимся в доме холодильникам, кондиционерам, системам освещения и бытовым электроприборами. Общаясь с умной колонкой, человек может управлять всеми устройствами, находясь в одной точке дома.
Параллельно можно попросить девайс заказать пиццу или такси, забронировать авиабилеты, уточнить ситуацию с погодой и пробками на дорогах. Можно задать динамику любой вопрос об окружающем мире.
Adobe Analytics опросила американских потребителей, для чего они используют умные колонки. Наиболее распространенные ответы: просьба включить музыку (70%) и узнать прогноз погоды (64%). На третьем месте — дурацкие вопросы с целью поставить устройство в тупик или добиться от него забавного ответа (53%). Любопытно, что для управления элементами умного дома колонки использует всего 31% пользователей.
Рынок на троих
Основная битва на мировом рынке умных колонок разворачивается между компаниями Amazon, Google и Apple. Далеко отстают от тройки лидеров — спикеры Sonos One со встроенным помощником Alexa (как и в колонке Amazon), колонки от Sony, которые пока считаются достаточно дорогими для своего функционала, колонки Invoke от Microsoft, созданные в партнерстве с Harman Kardon, и спикеры Xiaomi, пока что адаптированные только для китайского рынка.
Amazon Echo
Стоимость: от 50 до 150 долларов в зависимости от модели.
Особенности: Amazon Echo использует умного помощника Amazon Alexa, ориентированного на заказ товаров и услуг по интернету. По замыслу разработчиков, Alexa через какое-то время сможет самостоятельно поддерживать наличие нужных товаров в холодильнике, а также научится разговаривать на нативном языке, понимая запросы вроде «хочу в кино», «я проголодался» и т. д.
Умная колонка от Amazon появилась на рынке первой, компания по сути была изобретателем этого формата. Сейчас линейка устройств Amazon, оснащенная помощником Alexa, представлена Echo, Echo Dot (уменьшенная и самая упрощенная по функционалу версия), Echo Plus (c интегрированным модулем, упрощающим управление умным домом), Echo Spot (также небольшая версия устройства, но снабженная экраном) и Echo Show с сенсорным экраном (гибрид умной колонки и планшета).
Умные колонки от Amazon, по оценкам экспертов, к концу года займут примерно половину рынка. В производстве смартспикеров Amazon выступил первопроходцем: колонки Echo начали разрабатываться еще в 2010 году, а в июне 2015 года поступили в массовую продажу. Поэтому, к примеру, маленький Echo Dot вышел уже в третьей версии.
Помимо стандартных, у Echo есть и нестандартные навыки. Например, можно попросить устройство сказать что-то приятное владельцу или подбодрить его — своего рода бесплатная домашняя терапия. Можно напеть слова из засевшей в голове песни, и электронный помощник найдет вам название песни и исполнителя. Для тех, кто с трудом просыпается по утрам, есть расширенный функционал будильника; помимо прочего, можно попросить поставить себе будильник с голосом знаменитости. Пример совсем необычного функционала: колонка может, издавая звуки шагов, разговоров и прочего, имитировать присутствие людей в доме или квартире на время длительного отсутствия, чтобы отпугнуть потенциальных грабителей.
Что касается качества воспроизведения музыки, то здесь у Echo довольно средние оценки. Для прослушивания треков нужно купить подписку на Amazon Music или Spotify; последний пока недоступен для пользователей из России. Как альтернативу советуют использовать радиоплатформы и сервисы потокового воспроизведения музыки: IHeartRadio, TuneIn и Pandora.
Google Home
Стоимость: от 50 до 400 долларов в зависимости от модели.
Особенности: Google Home называют самым умным из автоматизированных помощников, в частности, он уже прославился тем, что научился самостоятельно заканчивать семейные ссоры звонком в полицию, сделанным по собственной инициативе.
Google Home был представлен на конференции компании в мае 2016 года. Устройство управляется персональным ассистентом Google Assistant. Массовые продажи начались в ноябре 2016 года; сейчас линейка также расширена мини-версией и версией MAX, предлагающей более мощный звук и функционал.
В отличие от «четкой» Amazon Echo, распознающей только конкретные формулировки, детище Google хвалят за понятливость при более расплывчатых фразах. К примеру, если играет песня какого-либо исполнителя, можно попросить Google Home «поставить их последний альбом», и динамик вас поймет. Также он запоминает ваши предыдущие диалоги и превосходит конкурентов в качестве поиска информации, реже заходя на сайт Wikipedia и чаще используя прочие релевантные источники. Колонка может говорить и женским, и мужским голосом. По качеству звука большинство экспертов сходится на том, что колонки Google звучат получше колонок Amazon, особенно в самой дорогой версии Google Home.
Apple HomePod
Стоимость: 350 долларов
Особенности: Умные колонки Apple HomePod со встроенным ассистентом Siri появились на рынке позже своих главных конкурентов — в массовой продаже они с 2018 года. Как и всю продукцию Apple, спикеры отличает довольно высокая стоимость и отличный дизайн. Эксперты выделяют отличное качество звука и удобство технических операций, включая изначальное подключение. На этом очевидные преимущества, кажется, заканчиваются.
Apple HomePod подходит поклонникам «яблочной» продукции, поскольку безупречно взаимодействует только с сервисами и устройствами Apple. Но основная проблема не в этом. Большая часть негативных отзывов связана с несообразительностью встроенного ассистента Siri, которого все чаще ловят на ошибочных ответах на запросы, либо же он просто отказывается помочь. Возможно, со временем Siri поумнеет, но остается вопрос, сократит ли она разрыв с другими помощниками. Ведь и они не стоят на месте.
Приключения «Алисы»
«Яндекс.Станция»
Стоимость: 10 тысяч рублей
«Яндекс.Станция» — часть системы сервисов «Яндекса». В частности, у нее есть встроенный помощник «Алиса», и она может проигрывать треки от «Яндекс.Музыки». Устройство на данный момент единственное в своем классе, продающееся в России официально. При этом его достаточно сложно купить — на официальном маркетплейсе «Беру» от «Яндекса» и Сбербанка на него сейчас предлагают оформить предзаказ.
«Станция» появилась на рынке в мае 2018 года. Google обещает в 2019 году начать поставки в Россию локализованной версии Google Home, и у выпуска «Яндекс.Станции» была очевидная цель «застолбить» рынок до того, как там появится крупнейший международный конкурент.
На данный момент, это единственный смартспикер, способный говорить по-русски и понимающий русскую речь. Сколько «Станций» было продано в России, неизвестно; по неофициальным данным, в страну завезли меньше тысячи умных колонок, сам «Яндекс» говорил о 20 000 предзаказов еще до старта продаж. На площадках вроде Avito предлагали купить гаджет по ценам в 2–3 раза выше официальной.
«Станция» с самого начала вызвала ожесточенные споры в интернете: кто-то уверял, что «Яндекс» выпустил сырой продукт на устаревшей технологической платформе, кто-то искренне восторгался тем, что «наши смогли не хуже, чем у них».
Корреспондент «Сноба» тестировал «Яндекс.Станцию» в течение месяца. Устройство не выглядит менее стильным по сравнению с конкурентами. Качество сборки и надежность не вызывают нареканий. Настройка, как и обещали в инструкции, занимает несколько минут. Качество звука вполне удовлетворит слушателя без больших запросов (хотя известно, что аудиофилов не устраивает качество звука во всех смартспикерах, кроме, возможно, Invoke, в создании которой участвовала компания Harman Kardon).
Умения «Станции» в основном определяют возможности встроенного помощника «Алиса», которая отлично справляется с ответами на простые вопросы вроде «какая сейчас погода» или «где ближайший кинотеатр». Помимо этого «Станция» способна запускать ролики из YouTube, а также проигрывать музыку и фильмы, для чего нужно завести и оплатить аккаунт на «Яндекс.Музыке», «Амедиатеке» или Ivi.ru.
«Станция» может разбудить своего владельца, напомнить о чем-то, с ней можно поиграть в игры вроде «Городов» или «Верю — не верю». К сожалению, любые попытки заставить «Алису» вступить в контакт с внешним миром, например, заказать такси или пиццу, ставят ее в тупик.
Что касается использования «Яндекс.Станции» для управления умным домом, в теории это возможно. «Алиса» использует программируемые наборы команд, которые «Яндекс» называет «навыки». Навыки можно создать самостоятельно, или скачать уже созданные кем-то навыки из специального магазина. Например, навык одного из пользователей, позволяющий дистанционно менять температуру в теплице и открывать и закрывать дверь в нее. Если навыков не хватает, не беда — в интернете есть ролики, показывающие, как «научить» гаджет, например, дистанционно включать кофе-машину и заваривать нужный вид кофе (правда, для этого владелец должен обладать хотя бы базовыми навыками инженера и программиста). К сожалению, большинство навыков пока работают только на смартфоне — «Станция» их не поддерживает.
Впрочем, число владельцев умных домов в России пока крайне низко. По данным J’son & Partners Consulting, на конец 2017 года системы умного дома в России были только в 0,6% домохозяйств. Так что у «Яндекс.Станции» еще есть время поучиться.