Павел Манылов: Чтобы путешествовать, не надо зарабатывать много
Ɔ. «Сноб» вместе с вами запускает литературный конкурс «Путешествия как искусство»*. Вас часто представляют как бизнесмена и путешественника. При этом о Манылове-путешественнике известно гораздо больше, чем о Манылове-бизнесмене.
Бизнесом я занимаюсь с семи лет. Мои родители — оба врачи, похвастать зажиточной жизнью семья не могла. Бывало, что папа-кардиолог приходил со смены, а потом ехал таксовать, чтобы заработать мне на стрижку в парикмахерской. Родители любили друг друга, но конфликты из-за денег случались регулярно. Очень рано, лет в пять, я понял, что в своей семье в бытовом плане я не хочу думать о деньгах.
В семь лет во время летних каникул увидел в фильме о Шерлоке Холмсе мальчика — разносчика газет и тут же решил попробовать. Пришел к палатке «Союзпечать», простоял час, наблюдая за тем, что покупают чаще всего. Выбрал газету с рекламными объявлениями и телепрограммой на неделю, которая называлась «Экспресс-реклама». Я купил экземпляр, посмотрел адрес и отправился в редакцию, где предложил дать мне на реализацию 50 газет. У меня попросили в залог свидетельство о рождении, которое я принес в тот же день. В итоге с 12 дня и до вечера я бродил по улицам, предлагал, но не смог продать ни одной газеты. Домой возвращался на трамвае. За четыре остановки продал все экземпляры, а утром пришел просить уже 200. Так прошло все лето, я собрал целую команду из дворовых мальчишек, распределяя между ними маршруты. Капитализация у меня была хорошая, около 50 процентов, так что за лето я заработал приличные деньги. В десять лет у меня были аттракционы в парке: дартс, какие-то игры. Со всеми договаривался, включая бандитов. Потом работал в крупных корпорациях — British American Tobacco, «Ашан», открывал свои проекты. Конечно, были потери, однажды родители вынуждены были продать дачу, чтобы помочь мне рассчитаться с долгами. Но пока я не достиг уровня, находясь на котором мне не придется думать, сколько стоит бензин, продукты, то есть вообще заботиться об этой стороне бытовой жизни, мне было все равно, сколько я зарабатываю, и терять все было не страшно. Никогда не было четкой привязанности к одному виду деятельности. Сейчас у меня много направлений: сеть фитнес-клубов, магазины, пасеки в Краснодарском крае, интернет-проекты — к примеру, онлайн-кинотеатр.
Ɔ. Как к бизнесмену пришла идея не просто путешествовать по гранд-отелям или даже вести блог, а делать из каждого проекта костюмную фотоисторию: то вы в образе Саввы Мамонтова, то Сергея Есенина, то Эрнеста Хемингуэя?
Я приехал в Москву из родного Ижевска в 2007 году. И довольно долго жил в графике «подъем в четыре тридцать утра, возвращение домой в полпервого ночи». Три-четыре года назад я понял, что нельзя жить только ради работы. Сойти с этих рельсов было страшно. Хотя у меня были консервативные вложения и компания, которая занимается недвижимостью, то есть я мог освободить время, чтобы начать тратить его на себя и на своих близких. Сейчас я практически не занимаюсь оперативным управлением ни в одном бизнесе.
С 18 лет я много писал: рассказы, истории любви, иногда с легким детективным сюжетом. Путешествия всегда были отдушиной, глотком свежего воздуха в плотном рабочем графике. Еще несколько лет назад у меня не было профиля в соцсетях, потом я завел аккаунт, и мой первый пост в «Фейсбуке» был про исторический отель «Вилла Елена» в Ялте. Через две недели со мной связалась управляющая, сказала, что никто таких историй про их отель не писал, и попросила сделать перепост.
Через некоторое время я приехал в Прагу и остановился в отеле сети Mandarin Oriental, который очень люблю в Азии и в котором часто провожу пару дней в Бангкоке. Но здесь я почувствовал, что его атмосфера не соответствует духу чешской столицы. Так же и в московских Four Seasons и Ritz Carlton. А вот в «Метрополе» очень чувствуется дух Саввы Мамонтова. Или взять мой любимый отель — Ritz в Мадриде: в нем есть то, что я называю ароматом «секонд-хенда». Но, выбирая пятизвездочный отель, нет шанса узнать об этом — отзывы и рейтинг будут одинаково хороши. Так родилась идея начать описывать особую атмосферу отелей. В какой-то момент, после очередного поста, мне написал историк моды Руслан Мигранов, с которым мы познакомились пять лет назад. Он говорит: «Ты про Дягилева пишешь, а я как раз сейчас в Венеции». Так сложилось, что в то же время я решил показать Венецию маме, забронировал The Gritti Palace, узнал, что его любил Хемингуэй, и предложил Руслану визуализировать образ. Подходящий по стилю костюм нашли в Ralph Lauren, выбрали местного фотографа. Так появилась первая история. Но я не снимаю документальное кино про Хемингуэя, я снимаю про себя. Через персонажа мне интересно разобраться в себе.
Ɔ. На выставке в Музее моды помимо одежды много личных вещей: шляпы, трости, украшения. Мода — не самое типичное хобби для бизнесмена. Что повлияло на ваше увлечение?
Я модой категорически не увлекаюсь. Меня интересуют старые, антикварные вещи. Вещи вне времени. Любые костюмы, которые я шью перед путешествием, — фрак, визитка, цилиндр — я надеваю в обычной жизни. Иначе мне просто жалко денег. Вещи шью в ателье на заказ, в чем-то помогает, консультирует Руслан.
Любовь к красивым вещам была у меня всегда. Часы — моя страсть. Для разговора с вами я захватил то, что использовал для съемки в «Метрополе»: образ Саввы Мамонтова нуждался в особом хронографе, и на аукционе я нашел фрачные карманные часы Rolex в виде золотой монеты.
Нумизматикой я занимаюсь лет с 18 и собрал внушительную коллекцию. Тем более что у нее есть инвестиционный потенциал. Внутри нумизматики тоже может возникнуть интерес к определенным темам. Например, однажды я год собирал вещи, посвященные франко-русскому союзу рубежа XIX–XX веков: Александр III, Николай II несколько раз посещали Францию, и были ответные визиты президентов республики. За год я собрал не только монеты, но и фарфор, книги, журналы того времени, купленные на французских аукционах. Всего около 100 предметов.
Еще я люблю трости, некоторые из них сделаны на заказ, некоторые куплены, включая боевые.
Ɔ. В ваших проектах часто принимают участие известные люди: актриса Анна Старшенбаум, балерина Ксения Керн. Как вы выбираете героинь?
Все отели разные, но схема одна и та же: две-три фотографии в баре, две-три в ресторане, — она быстро приелась. Тогда решил попробовать добавить в кадр второго человека, чтобы было общение и я занимался не только самолюбованием. Первая съемка была в «Национале» с актрисой Анной Старшенбаум. Аня узнала, о чем идет речь, только в момент самих съемок. С балериной Ксенией Керн, исполнившей роль Клео де Мерод, нас познакомили приятели. Самую масштабную на сегодняшний день историю любви Коко Шанель и Боя мы снимали уже с моей любимой женщиной в парижском Ritz и Довиле.
Ɔ. Какие у вас планы на будущее — новые фотоистории из жизни гранд-отелей?
Сейчас мне все интереснее писать. И все меньше желания делать внешние проекты. Хотя мы пробуем делать видео и еще делаем клипы из фотографий, потому что эстетику фотографии не заменить видеосъемкой. Почти сверстана книга, я заканчиваю длинную сицилианскую историю с большим количеством героев и зарисовку про Коко Шанель. Думаю, что в феврале книга выйдет из печати. Это будет широкоформатный альбом: 50 процентов фото, 50 — тексты. Фото на обложку мы снимали на пленку, с очень крутым фотографом, с которым делали последнюю историю «Трубач и гейша» в Гонконге.
Вообще, путешествия — это не бизнес. Конечно, прекрасно, если когда-нибудь это будет самоокупаться. Я хочу выпускать мини-гиды про отели. Люди с деньгами могут выбрать любой отель, но нельзя ориентироваться только на цену. Сейчас мы продумываем, можно ли это как-то монетизировать. У меня есть материал про 50 отелей. Буду делать несколько фотографий и атмосферную зарисовку. К примеру, описывать аромат — вот здесь жасмином пахнет, а здесь ванилью.
Ɔ. Что вы посоветуете тем, кто хочет пойти по вашим стопам и начать изучать историю отелей? И что делать, если бюджета не хватает, но есть сильное желание?
Нет рамок, что если ты хочешь путешествовать, то тебе надо минимум хотя бы 100 тысяч рублей зарабатывать. Не обязательно жить в Raffles в Сингапуре или Ritz в Мадриде. Можно поселиться в бюджетном отеле, приехать на общественном транспорте и выпить чашку кофе в лобби отеля. Нет денег на устриц — не заказывайте. Никто вас из лобби не выгонит. Аромат ванили или жасмина все равно можно почувствовать. Возможно, он будет не таким ярким, как в номере, но он будет. Путешествовать можно очень дешево. У меня есть знакомые, которые специально ищут самые бюджетные варианты проживания, маршрутов. В любом деле нужна одержимость. Фотографией заниматься, деньги зарабатывать, любить. Если одержимость есть — преград не существует.Ɔ.
Беседовала Анастасия Рыжкова
* Конкурс «Путешествия как искусство» завершен. Мы поздравляем победителя Артема Казюханова. По мнению Павла Манылова, он написал лучший рассказ по видео, снятого Павлом во время путешествия. Мы также благодарим всех участников конкурса и хотели бы отдельно отметить работы Марии Смирновой, Анны Пузачевой, Светланы Ашиной, Катерины Исаевой и Наталии Петришиной. Спасибо за ваши рассказы. Мы рады, что нас читают такие талантливые люди.