Все новости

Кастомизируй это по-быстрому. Почему мы хотим создавать вещи сами

Партнерский материал
На смену высокой, но зачастую безликой моде пришла мода на прет-а-порте с изюминкой. Вещь не должна быть дорогой — она должна быть стильной и персонализированной. Девлет Бутаев, эксперт Magnetic Russia, рассказывает, откуда этот тренд и как ему удалось покорить мир
22 ноября 2019 10:43

Make dress, not war

Началось все еще в 1970-е. Эпицентром стали неформальные молодежные субкультуры — в таких кругах всегда хватало людей со свежими идеями. Миролюбивые хиппи кочевали по просторам Америки от побережья к побережью, и в пути у них было много времени для творчества. «Дети цветов» украшали купленные (а иногда и украденные) в магазинах вещи бусинами и стразами, бахромой и кистями. Девушки, не забывшие школьные уроки домоводства, вновь брались за пяльцы и вышивали на ткани индейские или ориентальные орнаменты. Большой популярностью пользовались пестрые заплатки и нашивки с символикой движения.

Хиппи выглядели так стильно, что оказали влияние даже на высокую моду 70-х. Дженис Джоплин, 1970 год Фото: Wikimedia Commons

Тем временем в Британии набирали обороты другие разрушители устоев — они называли себя панками. В их среде кастомизация гардероба считалась занятием не просто уважаемым, но фактически обязательным. Покромсать одежду на лоскуты, а затем скрепить эти куски обратно булавками? Использовать как элемент декора цепочку от унитаза? Панки цеплялись за любой креатив, который помогал им выделиться из толпы. Панковская тусовка дала путевку в жизнь дизайнеру Вивьен Вествуд: начав с футболок с провокационными надписями, сегодня она владеет 500 бутиками по всему миру.

Менеджер Sex Pistols Малкольм Макларен держал бутик для представителей субкультуры, но большинство панков были сами себе модельерами. Группа Sex Pistols Фото: Wikimedia Commons

Интернет спасает индивидуальность

До поры до времени персонализация своего имиджа была хотя и распространенным, однако все же субкультурным явлением. Носителями вируса кастомизации оставались эпатажная молодежь, творческая богема и прочие закоренелые нонконформисты. А большинство людей вполне устраивал недорогой добротный масс-маркет.

Масс-маркет долгие годы снабжает средний класс качественной одеждой по демократичным ценам Фото: SeongMin Park

Ситуацию изменил интернет. Благодаря всемирной паутине у людей расширился круг общения, они получили возможность заглянуть в разные уголки земного шара. И острее почувствовали, что выглядят чересчур однообразно: если раньше ты мог однажды увидеть свои кроссовки на прохожем в городе, то сейчас 20 раз наткнешься на них в соцсетях.

Инстаграмная мода на flat lay с покупками помогла нам понять, как много людей выбирает те же вещи, что и мы Фото: Toa Heftiba

Кроме того, интернет существенно упростил техническую сторону вопроса. К любому сайту можно прикрутить утилиту, которая позволяет пользователю поэкспериментировать с параметрами изделия — выбрать материал, цвет, декорировать на свой вкус — и сразу же оформить заказ. Так, ресурс Burberry предлагает собрать классический тренч, используя онлайн-конструктор с 12 миллионами опций. Сникерхэды могут заглянуть на страничку Nike и «создать» уникальную пару кроссовок.

Онлайн-ателье стали обычным делом уже и в Рунете Источник фото: Лайфхакер

Альтернативные способы

Появились и кастомайзерские мастерские, готовые прокачать масс-маркет в своем фирменном стиле. Приносишь дизайнеру типовую вещь, а забираешь произведение искусства. Например, американский дизайнер Джошуа Вайбс превращает кроссовки в двухмерные скетчи, а британец Дэниел Кордас пишет на них целые живописные полотна. Главный недостаток такого пути — суммарный ценник запросто может догнать люксовые бренды.

Кастомные сникеры от Джошуа Вайбса, созданные в рамках проекта Reality to idea

И наиболее творческий вариант — кастомизировать собственноручно, в меру своих умений и навыков. Освоил вышивку — вышивай. Плетешь из бисера — придумай, куда это органично пристроить. Не умеешь совсем ничего — тоже не беда. Корейские хайпбисты подсказали решение: берешь водостойкие маркеры и украшаешь бланковый ноунейм нарочито корявыми надписями с аллюзиями на известные марки. Намалеванный от руки логотип Gucci (а лучше с припиской This isn’t) — примерно так выглядит один из самых забавных современных трендов.

Самоирония по-корейски

На постсоветском пространстве давние традиции кастомизации. Возникли они не от хорошей жизни: скудный выбор одежды и аксессуаров в СССР вынуждал любого, кто хотел мало-мальски отличаться от других, дорабатывать свои покупки.

Зато теперь, когда доступно все, мода на кастом обрела совершенно иное значение. Россияне по старой памяти сразу приняли ее на ура. Казалось бы, проблема ассортимента давно канула в Лету, а вот творческая жилка никуда не исчезла.

Нам нравятся самобытные производители, готовые взять нас в соавторы. Яркий пример — бренд украшений Magnetic. Идею кастомизации здесь поставили во главу угла: покупатель сам подбирает цвета колье, легко меняет подвески сережек, трансформирует браслеты.

Элементы украшений соединяются при помощи магнитов, что позволяет владельцу комбинировать их в самых разных сочетаниях Фото предоставлено пресс-службой

Специалисты предрекают кастомизации большое будущее: это уже не просто модная тенденция, а базовый принцип работы фэшн-индустрии. Многие считают, что совсем скоро едва ли не каждая вещь будет персонализироваться еще на стадии заказа. В мире, где нас уже 7 миллиардов, индивидуальность ценится все выше. И это, пожалуй, одно из главных достижений XXI столетия.

Автор: Девлет Бутаев

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий