5 вопросов о людях с инвалидностью, которые мы задаем себе во время путешествия
Евгения Воскобойникова — журналист, общественный активист и ведущая на телеканале «Дождь». В 2006 году, в возрасте 22 лет, попала в автомобильную аварию, в результате которой полностью потеряла подвижность ног. Сегодня Воскобойникова активно работает, много путешествует и воспитывает дочь.
1. Нужно ли помогать пассажиру на коляске или с ограничением по зрению с перемещением до терминала или по терминалу?
Если вы надумали помочь кому-либо в чем-либо, прежде всего лучше спросить, требуется ли помощь и если да, то какая именно и как ее комфортнее всего оказать. Для «маломобильных категорий пассажиров» — именно так они называются в аэропорту — существует своя служба, которая оказывает любую квалифицированную помощь, в том числе и медицинскую. Лучшая помощь пассажиров — пропустить человека с инвалидностью вперед в очереди.
2. Как люди с инвалидностью перемещаются в аэропорту и как заходят в самолет?
Как правило, люди с инвалидностью сообщают в службу помощи маломобильным пассажирам о том, какая помощь потребуется, какая именно инвалидность и куда человек летит.
Я обычно этого не делаю, так как по аэропорту передвигаюсь на своей инвалидной коляске самостоятельно до самого борта. Единственное — на регистрации прошу, чтобы на борту мне помогли (как раз сотрудники специальной службы). Если посадка проходит через телетрап (рукав), то я доезжаю до входа в самолет и пересаживаюсь на специальную коляску — она узкая и проходит между рядами. Эта коляска — собственность аэропорта. Если перелет дольше 4 часов, на борту должно быть кресло, на котором можно, теоретически, проехать до туалета. На практике это не работает: зачастую коляски либо нет на борту, либо она просто не проходит в узкий проем туалета в самолете. Людей с инвалидностью почти всегда сажают в самолет первыми, а выходят они всегда последними. Если там обычный трап (лестница), то пассажира на коляске к самолету везут на амбулифте. Это такой агрегат, который и едет, и поднимается в высоту. К слову, в США всех пассажиров перевозят на таких амбулифтах, только они гораздо более вместительные.
3. Правильно ли будет помочь в самолете с багажом? И вежливо ли предложить помощь во время обеда, который предлагают в полёте?
Обычно, если необходима помощь, человек с инвалидностью сам ее попросит. Но инициатива — это всегда здорово и вселяет уверенность, что ты не один и тебе всегда помогут. Я, например, иногда летаю с ребенком, и мне требуется помощь в полете — обычно соседи очень отзывчивы.
4. Во время разговора стоит ли избегать каких-то вопросов? И правильно ли «закрывать глаза» на то, что твой сосед — это человек с ограниченными возможностями?
Точно не стоит заострять на этом внимание, но и делать вид, что ты ничего не замечаешь, тоже не стоит. Лучше всего доброжелательно и с юмором сказать, мол, если не усну, я к вашим услугам, обращайтесь.
5. Что делать, если человек с инвалидностью сидит в кресле у прохода, а вам, например, надо выйти?
Для меня самый оптимальный вариант — сразу поменяться, и я всегда это предлагаю. Но часто на регистрации мне пробивают именно место у окна, понимая, что всем так будет комфортнее. Если все же получилось так, что человек с инвалидностью сидит у прохода, — не страшно, можно беспокоить его, когда вам потребуется. Равные права, равные возможности — мы же к этому стремимся. Человек с инвалидностью понимает, что иногда надо жертвовать своим комфортом.
Сегодня вопрос перевозки людей с ограниченными возможностями под особым контролем. При этом только пассажир способен создать себе комфортный перелет. Для этого нужно заранее уведомить авиакомпанию и аэропорт о своем полете: сообщить категорию инвалидности, время и номер рейса. Со своей стороны авиакомпания взаимодействует с аэропортом, предоставляя сопровождение по терминалу, коляску и приоритет при посадке. Если пассажир заранее извещает сотрудников аэропорта, помощь других пассажиров не понадобится — рядом всегда будет квалифицированный сотрудник. Специальных мест для пассажиров с инвалидностью нет. Единственное правило: нельзя сажать их на кресла около аварийных выходов.