Правила, которые необходимо помнить при продаже произведения искусства
Дарение и продажа предметов искусства
Когда вы принимаете решение продать произведение искусства, то прежде всего столкнетесь с двумя вопросами: как продать и когда? Стоит ли продавать через галерею или через дилера? И как это сделать лучше всего (если у вас есть возможность выбирать)? Для начала коллекционер должен выяснить, на продаже каких произведений специализируется выбранный аукционный дом или дилер. Помимо этого, нужно учитывать, что какие-то работы гораздо лучше продаются на определенных территориях, поэтому следует также принимать во внимание местоположение аукционного дома и все соответствующие расходы по продаже. Так, один нью-йоркский коллекционер хорошо знал, что самый удачный рынок для продажи его произведения немецкого неоэкспрессиониста — это Берлин, но при этом он раздумывал, имеет ли смысл отправлять туда приготовленную на продажу крупногабаритную картину, учитывая высокую стоимость ее перевозки из Нью-Йорка. Картина не принадлежала к числу очень дорогих произведений (менее $20 000), поэтому было решено, что пересылка не окупится, и работа была выставлена на продажу в Нью-Йорке. В результате, к сожалению, она ушла по минимальной цене.
Аукционные дома и дилеры предпочитают брать на реализацию только те объекты, для которых рассчитывают найти покупателя. Однако не все произведения легко продаются, а для некоторых рынок и вовсе неочевиден. Иногда возникают ситуации, когда коллекционер может предпочесть пожертвовать или подарить произведение, чтобы не платить подоходный налог.
Продажа на аукционе
Одни работы стоит продавать на аукционах, другие нет. Преимущество аукционной продажи состоит в том, что продавец может привлечь внимание нескольких потенциальных покупателей одновременно и тем самым стимулировать увеличение цены на торгах. Кроме того, аукционный процесс при крупных продажах позволяет расширить маркетинговую кампанию с использованием рекламы и выставок, что может подогреть интерес к объекту. В конце концов, аукционный рынок довольно прозрачен; продавцы знают, когда будет продаваться их произведение, и могут наблюдать за процессом.
Недостаток продажи на аукционах заключается в том, что продавец должен подстраиваться под аукционный календарь, что не всегда удобно. Работа, которую вы предоставили для продажи летом, может поучаствовать в торгах не раньше ноября. В небольших региональных аукционных домах процесс продажи обычно проходит заметно быстрее, поскольку весь процесс подготовки — создание каталогов, маркетинг, выставки и т. д. — организован не столь тщательно. Как правило, оплата происходит через 35 дней после продажи, но бывали случаи, когда средства от продажи не поступали в оговоренные сроки, и продавцу приходилось самостоятельно брать процесс оплаты под свой контроль.
Продажа на аукционных площадках не лишена рисков. Аукционы проходят публично, поэтому некоторые коллекционеры опасаются выставлять на них свои произведения. Если объект узнаваем, то многие могут заинтересоваться причинами его продажи: не связаны ли они с возникшими финансовыми сложностями? Если работа не будет продана, об этом тоже станет сразу же известно: произведение, которое сняли с продажи, будет считаться «сгоревшим» и впоследствии трудно продаваемым, по крайней мере в ближайшем будущем и по желаемой цене. Чтобы вернуть такую работу в продажу, владельцу нужно будет ее «реабилитировать»: убрать с рынка на какой-то период и по возможности передавать ее для участия в выставках с хорошей репутацией. На это требуется время.
Иногда, прежде чем попытаться продать произведение через аукционный дом, коллекционер должен будет вспомнить, нет ли у него особых договоренностей с тем дилером, у которого он изначально приобрел эту работу. Важно помнить, что на первичном рынке дилеры любят контролировать продажи произведений тех художников, интересы которых они представляют, и, даже если коллекционер не подписывал соглашения о праве первого отказа, агент может ожидать, что позже работа будет продаваться через его галерею. И игнорирование этих ожиданий может иметь негативные последствия.
Известен инцидент, когда крупный коллекционер выставил на аукционе Christie’s недорогую работу одного современного второстепенного художника. Дилер, у которого картина была приобретена пятью годами ранее, пришел в возмущение, увидев ее в каталоге продаж накануне аукциона. Коллекционер был в недоумении, так как регулярно приобретал серьезные работы знаменитых авторов у этого галерейщика и ни разу не выставлял ни одну из них на продажу. Однако дилер не просто настаивал, чтобы владелец снял произведение с торгов, но и хотел, чтобы в качестве компенсации тот выплатил ему неустойку в 25 % от расчетной стоимости картины. Таким образом, хозяин работы оказался перед непростым выбором: или испортить отношения с дилером и потерять доступ к интересовавшим его произведениям, или смириться и вызвать гнев управляющего аукционного дома, у которого уже выстроилась очередь желающих приобрести картину, и с которым уже было налажено надежное партнерство? В любом случае само решение выставить эту работу на торги привело к возникновению проблем для коллекционера.
Похожая история случилась и с членами неофициального европейского клуба любителей искусства из главы 1 «Совместная покупка». Когда они решили, что хотят распустить свою ассоциацию коллекционеров и ликвидировать собранную сообща коллекцию современного искусства, то встретились с некоторыми неприятностями. Прежде всего они столкнулись с непониманием дилеров, у которых изначально приобретались произведения и которые теперь были против продажи работ через аукцион. Хотя члены клуба больше не собирались покупать произведения искусства и, следовательно, не нуждались в услугах дилеров, они могли бы достичь своей цели другим способом. И все же перспектива вызвать у агентов раздражение оказалась для друзей серьезным затруднением, которое они не сумели вовремя предусмотреть.
Коллекционер, планирующий выставить произведение на торги, должен получить конкурентные предложения от разных аукционных домов. Какой они предложат эстимейт? Какие комиссионные потребуют и как будут продвигать свое предложение на рынке? Ведение аукционных торгов — это серьезное тактическое дело. Владелец, выставляющий произведение на торги, должен выяснить, будут ли в то же самое время продаваться другие сходные работы (слишком большое их количество может обернуться против него), и обсудить размещение информации в каталогах продаж. При серьезных продажах через крупные аукционные дома ключом к успеху становится ранняя передача произведения: это дает коллекционеру больше возможностей для торга, учитывая логистику и стратегию. Если продажа запланирована на май, то владельцу имеет смысл начинать переговоры с аукционными специалистами в январе, максимум в феврале. С другой стороны, в те периоды, когда рынок «проседает» и объемы торгов на нем снижаются настолько, что, аукционные дома сами занимаются поисками интересующих их работ для выставления на торги, передача работы на последнем этапе аукционного цикла может оказаться примером крайне выгодной стратегии для коллекционера.
Если только аукционный дом не заинтересован в получении на продажу конкретной работы, владелец может рассчитывать на комиссионные в размере 10%, которые обычно отсчитываются от цены «из-под молотка». Дополнительно следует учесть расходы на транспортировку, размещение информации в каталогах и, возможно, обратный выкуп и пересылку, если продать эту работу не удастся. Кроме того, может потребоваться реставрация, подтверждение подлинности или страхование титула, и все эти расходы ложатся на продавца. Именно поэтому тем, кто планирует выставить работу на продажу, очень важно внимательно ознакомиться с договором передачи своей собственности, чтобы иметь полное представление о выставляемых условиях и предстоящих сборах.
Владельцу и аукционному дому также предстоит договариваться о стартовой цене — минимальной ставке, за которую работа будет выставлена на торги. Как правило, аукционный дом будет настаивать на меньшей цене, чем та, которую захочет увидеть продавец. В любом случае коллекционеру следует убедиться, что в контракте на передачу оговорено условие о невозможности передачи проданного произведения покупателю до тех пор, пока аукционный дом не получит полную выплату стоимости покупки. В противном случае покупатель может остаться только с правом требования на руках. Как только работа будет передана на реализацию, продавцу будет полезно познакомиться с доверенным лицо этого аукционного дома — экспертом, который будет присматривать за собственностью в процессе торгов и привлекать к ней внимание перед продажей.
Продажа по частному соглашению
К разочарованию многих дилеров, в последнее время аукционные дома ведут продажи не только в рамках публичных торгов, но и продают арт-объекты по частным соглашениям, фактически выступая в качестве агентов. Продажа по частному соглашению — это прямая сделка между аукционным домом и покупателем на рынке вторичных товаров, когда владелец продаваемого произведения получает заранее оговоренную сумму. Данный вид продаж открывает продавцу доступ к обширной клиентской базе международного аукционного бизнеса, включая тех, кто сбивает цены на подобные произведения и обеспечивает при этом приватность, не навязывая жестких временных рамок. Например, Рональд Лаудер частным образом приобрел картину Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауер» (1907), о которой мы говорили в главе 5. Намереваясь продать принадлежащие им работы, коллекционеры должны прежде всего выбрать тех, кто может сделать им наилучшее предложение, и при выборе полагаться на надежные связи, зарекомендовавшие себя.
Продажа через дилера
Если вы решите продавать принадлежащие вам работы через дилера или арт-консультанта, этот путь позволяет меньше афишировать сам процесс, чем продажа на торгах, и дает возможность сделать это в любой удобный для вас момент. Для тех, кто собирается продать любимую работу, частная сделка предоставляет возможность большего участия в ее дальнейшей судьбе, так как в этом случае произведение можно будет предложить «подходящему» клиенту. И все же иногда у дилера могут уйти многие месяцы и даже годы на то, чтобы найти заинтересованного покупателя, готового к тому же заплатить желаемую цену. Если вы предлагаете работу музею, то процесс ее приобретения может занять год или более. В некоторых случаях собственнику выгоднее прямая продажа произведения заинтересованному дилеру, получение денег и окончательное решение вопроса по этой сделке. Однако чаще продавец передает дилеру произведение на реализацию. В большинстве случаев агент, взявший работу на продажу, сразу предлагает ее владельцу окончательную цену, договорившись о выплате фиксированной суммы. Разница в выручке, как правило, неизвестная коллекционеру, становится доходом дилера. Она может составлять 20–25%, но может и 50%, и даже 100% от той цены, которая была обещана владельцу. Для него такая комбинация несет в себе меньше рисков, поскольку ему гарантированы, например, $200 000 выплаты за сданное на реализацию произведение, причем даже в том случае, если дилер сможет продать его всего за $210 000. И все же у коллекционера действительно нет никакой возможности выяснить, сколько агент заработал на этой сделке. Поэтому данный способ продажи всегда будет не слишком прозрачен, и впоследствии это может стать причиной беспокойства и потери доверия.
Дилеры и арт-консультанты обычно намного лучше знают рынок, и известно немало историй о таких экспертах, которые обогащаются за счет коллекционеров. Так, в январе 2012 г. собирательница Ян Коулз подала иск против дилера: сданную ему на реализацию картину тот продал за $2 млн, из которых один забрал в качестве комиссии. Если собственник соглашается на продажу с оговоренной суммой выплаты, то ему следует настоять также и на определении максимального объема дилерской выручки от сделки. Если к процессу привлекается арт-консультант, то в контракте следует оговорить, что он не имеет права брать комиссию с третьих лиц (например, с покупателя).
Лучший вариант для коллекционера — это система премиальных процентов, который дилер получает от окончательной цены продажи, проще говоря, в этом случае дилер получает процент от выручки. Обычно он составляет 20–25%, но если работа очень ценная, то возможен и меньший процент. Реже заключается соглашение по долевому принципу, когда есть оговоренная цена, а любая сумма, полученная свыше нее, делится поровну.
Кроме того, дилерский контракт о передаче произведения на продажу должен оговаривать срок его реализации, будь то три месяца или год. Если за этот период работа не была продана или если рынок оказался очень нестабилен, стороны могут пересмотреть условия или переназначить срок реализации. Чем более волатилен рынок, тем короче должен быть период реализации. Чтобы поймать удачный момент, дилеру нужно некоторое время, и все же коллекционер должен иметь право забрать работу по истечении указанного периода времени в любой момент.
Перевод: Елена Минченок