Век информационных технологий диктует свои правила. Электронные письма, уведомления из соцсетей, новости в браузере — все это перенасыщает наш мозг порой совсем ненужной информацией. В подобных условиях жизни и зародился новый тренд — глубокий анализ всего, что окружает человека. Люди чаще стали обращаться к профессионалам, которые помогают разобраться во внутреннем и внешнем мире: психологам, коучам, тренерам и другим «учителям жизни». Сейчас нет ничего зазорного в том, чтобы прибегать к помощи посторонних, хотя раньше все было иначе. А если окажется, что этот человек еще и хороший психолог, то многие знакомые однозначно попросят дать его номер телефона.

Бурная цифровизация и стремительное развитие технологий заставляют искать помощи в обработке приходящей извне информации не только людей, но и бизнес. Ведь каждая отдельная компания, как и человек, находится в постоянном поиске возможностей для роста и повышения своей эффективности. Бюрократия, ошибки в документах, человеческий фактор, проблема с низкой квалификацией кадров — все это остается в прошлом, ведь компании научились автоматически накапливать и глубоко анализировать большое количество данных, которые получают из различных источников.

Около пяти лет назад непрекращающийся рост и потребление большого объема информации дали толчок развитию нового тренда — Big Data. Компания Deloitte, например, включает его в список главных тенденций развития будущего. По расчетам аналитического центра International Data Corporation (IDC), на конец 2017 года объем мирового рынка больших данных составил $45 млрд. Исследование Statista.com, к слову, говорит о том, что менее чем за 10 лет он приблизится к $92 млрд.

Работа с большим объемом информации открыла новые возможности для бизнеса, в частности, для того сегмента предпринимателей, которые работают в B2B-секторе и занимаются производством сервисов для аналитики данных компаний. Подобные системы стали так популярны, потому что избавляют от рутины и человеческого фактора при создании отчетов и сравнении данных. Переход на облачную модель построения бизнеса, когда услуги стали продаваться как сервис, также способствовал популяризации подобных платформ. Таким образом и начала зарождаться сквозная аналитика и к настоящему времени уже неспешно отвоевала свое законное трудовое место на службе у бизнеса.

Однако обратимся к истокам. Наша компания Calltouch начала свой путь немного в другом русле. Так, на рынок в 2012 году мы впервые вышли с технологией динамического коллтрекинга. Что это за платформа и зачем она вообще нужна? Мы проанализировали рынок и поняли, что бизнесу в сфере недвижимости, авто и медицины, большинство продаж которого совершаются с помощью звонков, важно знать и понимать, где клиент увидел номер телефона компании и почему решил позвонить. Наш сервис позволяет показывать каждому человеку уникальный номер, по которому он и совершает звонок. Это фиксируется в базе, которая анализирует эффективность каждого канала коммуникации: сайта и рекламных платформ (Яндекс и Google).

Таким образом, мы научили рынок отслеживать потенциальных клиентов через звонки. До сквозной аналитики еще 3 года упорного труда нашей команды, но давайте продолжать.

Со временем мы стали осознавать, что компаниям важно не только знать, откуда пришел клиент, но и понимать, сколько стоило его привлечь. Ведь для того, чтобы принять правильное решение о продвижении продукта в интернете, нужно знать стоимость конечного обращения. Это может быть как телефонный звонок, так и заявка, оставленная с помощью формы обратной связи. Это ведь как сравнивать цены в магазине: вы же наверняка подумаете несколько раз, прежде чем купить куртку за 20 тысяч рублей, стоит ли она того и нужно ли вам это вообще? Поэтому мы решили доработать нашу платформу, чтобы у бизнеса появилась возможность добавлять в систему затраты на рекламные кампании в «Яндекс.Директ» и Google Adwords. На основе этих данных можно построить отчеты, показывающие эффективность проведенной работы.  

До полноценной сквозной аналитики нам оставалось совсем немного. Поэтому сразу же после интеграции с рекламными каналами мы стали внедрять в нашу платформу системы по работе с клиентами (CRM). Теперь любая компания может не только отслеживать свои расходы на продвижение, но и сравнивать их в реальном времени с доходами. Так началась эра сквозной аналитики, которая и по сей день активно развивается. Сейчас абонент легко может построить свою воронку продаж прямо в кабинете и далее просто мониторить все основные бизнес-показатели на удобных дашбордах (интерактивная панель обзора ключевых параметров, данные на которой обновляются в режиме реального времени) в системе. Фактически мы идем по пути, когда сможем предоставить потребителям единый сервис для решения любых маркетинговых и бизнес-задач. Недалеко то время, когда компании будут анализировать любые показатели, вплоть до погодных условий, которые могут хоть немного повлиять на решение клиента о пользовании их услугами.

Стоит отметить, что с самого начала мы старались больше сконцентрироваться на клиентах из крупного бизнеса, так как нам казалось, что рынок малого и среднего предпринимательства (МСП) еще не готов к таким решениям. Однако оказалось, что малому бизнесу это также необходимо. Ежемесячно организовывая небольшие отраслевые конференции Callday, мы заметили интерес со стороны стартапов и небольших ретейлеров, которые рынок по какой-то причине обделил возможностью проводить автоматический анализ данных. Поэтому на конец года мы поставили себе амбициозную задачу — сделать доступный для массового рынка сервис, который агрегирует в себе все процессы, и на нашей ежегодной конференции представили новое решение «Старт+».  

В новом продукте мы постарались собрать весь необходимый для малого бизнеса функционал: быстрое построение отчетов за необходимый период, легкая интеграция с различными CRM-системами, сравнительный анализ данных за разные периоды. Но больше всего мы гордимся тем, что наша технология позволяет предпринимателям наблюдать за динамикой роста компании, быстро оценивать критические изменения  и принимать максимально эффективные и взвешенные решения. И теперь предприниматель может посвятить свое время глобальным стратегическим вопросам, а не будет тратить его на ежедневную рутину.

Конечно же, подобных продуктов от международных корпораций на рынке немало, однако у этих аналогов «раздутый» функционал, за который придется доплатить без опции, пользуешься им или нет. Небольшой стартап или ретейлер, как правило, не располагает сотнями тысяч рублей на внедрение подобных программ и цифровизацию данных. Им легче идти по старинке и контролировать процессы вручную. На протяжении пяти лет мы собирали подобные запросы, систематизировали и искали удобное для всех сторон/участников решение. В «Старт+» мы включили только тот функционал, который действительно нужен малым предприятиям. Гибкий подход отразился и на приемлемой, общедоступной цене.

Несмотря на то что внедрение сквозной аналитики — это процесс сложный и дорогой, новый сервис реализован таким образом, что с ним разберется даже самый неподготовленный пользователь. Подстраиваясь под современные реалии, в недалеком будущем сквозная аналитика станет неотъемлемой частью любого бизнеса, например, кафетерия у дороги, цветочного магазина в бизнес-центре или даже модного шоу-рума. Это позволит среднему классу прочно стоять на ногах в условиях непрерывной трансформации  рыночной экономики и, как следствие, окружающего мира.