Колонка

Откуда берется сексизм в спорте

4 Декабрь 2018 18:44

Первый в истории футбола женский «Золотой мяч» был вручен футболистке французского «Лиона» Аде Хегерберг. Церемонию омрачила просьба ведущего к спортсменке станцевать тверк. Сооснователь женской Школы футбола GirlPower уверен, что сексизм в футболе будет изжит уже довольно скоро

Забрать себе

Фото: Jeffrey Lin

«Смотри, как девчонка классно принимает мяч и бьет. Не хуже мужика», — пишет мне знакомый в фейсбуке и сбрасывает видео.

«Вы чо, футболистки что ли? А нахера? Это ж все равно не футбол. Детей бы лучше воспитывали», — бросает какой-то мужчина, увидев, как девушки выходят на тренировочное поле в Лужниках.

С одной стороны, этих людей разделяет пропасть в отношении к женскому футболу, с другой — они говорят одно и то же.

Проблема женщин в футболе в том, что их не воспринимают как спортсменов (то есть людей играющих в футбол), а сравнивают с мужчинами. Положительное это сравнение или негативное — это все равно сравнение.

Вчера премию «Золотой мяч», самую престижную награду в футболе, впервые вручали женщине. Ведущий церемонии, после вручения награды, попросил победительницу Аду Хегерберг станцевать тверк. Он не хотел ее обидеть, просто «молодая, красивая девушка, да, она играет в футбол и играет лучше всех женщин, но мы же понимаем, что это, ну, не всерьез же настоящий лучший футболист. Так пусть хотя бы покрутит попой».

И дело не в том, что он сексист, он, скорее, просто идиот. Дело в том, что это общее отношение в Европе к футболу. «Женский футбол — это не футбол».

Этой осенью мы решили приглашать на тренировки GirlPower «звездных гостей» — футболистов или просто популярных людей, играющих в футбол. Мы просили прийти и либо провести тренировку, либо просто потренироваться вместе с девушками. Мы подумали, что это будет весело для девушек, а фотографии со знаменитостями покажут всем, что футбол — это клевый и доступный для женщин вид спорта.

Я написал восьми своим знакомым. Один отказался, честно сказав, что «с девочками тренироваться не будет — это фигня». Еще двое сказали, что им «совсем некогда, но когда-нибудь, конечно, обязательно», а пятеро просто не ответили.

Они не обязательно сексисты, ну, кроме первого. Скорее просто боятся, что после тренировки к ним в комментарии придут их поклонники и начнут шутить про «обмен футболками после игры», «подкаты на поле» и т. д.

(Российская футболистка Надежда Карпова, игравшая в сборной «Чертаново» перешла в испанскую «Валенсию». Она стала единственной девушкой из десяти игроков, которую для проекта Backed by Messi («Команда Месси») выбрал Лионель Месси.)

Есть, конечно, совсем «талантливые» люди, типа Равшана Аскерова, который пишет в фейсбуке: «Он (женский футбол) — убогий. Как вообще женский спорт. Кроме пляжного волейбола».

Но это особый случай. Большинство же просто считает, что женщины и футбол — это либо «о, смотри, они тоже могут», либо «не нужно это никому, ничего они не могут».

Кстати, это в некотором смысле особенность футбола — в большинстве видов спорта сексизма намного меньше, например, в хоккее и баскетболе, и его почти нет в теннисе и волейболе.

Просто футбол в Европе очень консервативный. Тут нет играющих футболистов, которые бы сделали каминг-аут (только после завершения карьеры), мало чернокожих тренеров и все еще существуют профессиональные клубы, в которые не приглашают чернокожих игроков. Что уж говорить про женщин в управлении клубов или на поле.

Но все будет хорошо по двум простым причинам. Первая — из-за женщин, их влияния и денег.

С каждым днем мировое женское сообщество становится сильнее, и ссориться с ним не хочет уже никто. Насколько вероятно, что вас позовут делать что-то футбольное в Британии, если известно, что вы сексист, а Английскую премьер-лигу этой осенью возглавила Сюзанна Диннэйдж?

А вторая причина — деньги. Для футбольных клубов, организаций, производителей экипировки и атрибутики, телеканалов и брендов, которые там рекламируются, аудитория женщин — это возможность увеличить доходы в несколько раз. Все, что нужно — это привлечь женщин к футболу, чтобы они начали покупать то, что сейчас покупают в основном мужчины.

Год назад одна беттинговая компания хотела стать спонсором GirlPower. На встрече один из директоров этой компании сказал: «Все, что меня интересует, это чтоб ваши футболистки снимались голыми для нашей рекламы. У них все равно кроме сисек ничего нет, так пусть хоть мужскую аудиторию привлекут». Прежде, чем я успел встать и уйти, его перебил их генеральный директор: «Ты идиот, у них есть деньги, пусть привлекут женскую аудиторию». (Мы, разумеется, все равно не договорились.)

Но уже понятно, что все это просто вопрос времени.

Мужчинам придется рано или поздно решить — продолжать смотреть на все это со стороны и ждать или включиться в процесс. Потому что вам вряд ли понравится, когда на церемонии «Золотой мяч» ведущий предложит лучшей футболистке планеты станцевать тверк, а это будет ваша дочь.

Читайте также

Краснотаблеточники и граждане «Мужского государства» атакуют феминисток, обычных пользовательниц интернета и баборабов. Новая этика межполовых отношений завоевывает все больше сторонников

Новости партнеров

История о том, как instagirls стали главным двигателем поп-культуры
Читайте лучшие текста проекта Сноб в Телеграме
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться