Наталия Матусова: О каких навыках будущего твердят нам ученые и визионеры
«Есть старое китайское проклятие: “Чтоб ты жил в интересные времена!” Нравится нам это или нет, но мы живем в интересные времена. Это времена опасности и неопределенности, но также — времена, открывающие больший простор творческой энергии человека, чем когда-либо прежде в истории» (Роберт Кеннеди, речь в Кейптауне 6 июня 1966 г).
Характер «интересных времен», они же «времена перемен», колоссально изменился с 1966 года, когда Роберт Кеннеди произнес свою знаменитую речь, но «простор для творческой энергии человека» (и не только творческой) открыт, как никогда прежде. Глава Google Эрик Шмидт признал: «Каждые два дня мы создаем такой объем информации, который появился от зарождения человека до 2003 года». Какими навыками должен обладать человек, чтобы оставаться востребованным в мире, в котором каждый день человек получает информацию, равную по объему 174 печатным изданиям? Это вопрос, который волнует всех. Количество информации, которая хранится сейчас у человека дома, по подсчету доктора Мартина Гильберта и его команды из Университета Южной Калифорнии, равно 600 тысяч книг (сто лет назад большинству людей доводилось прочесть всего лишь 50 книг за всю жизнь).
Четвертая промышленная революция приносит изменения жизненного устройства, с которым людям еще не приходилось сталкиваться. В первую очередь, развитие технологий приведет к значительному росту эффективности производства, производительности труда и экономики в целом. Обратным, негативным эффектом станет рост неравенства и глобальная структурная безработица. За 14 лет существования инновационной «Теслы» ее капитализация превысила капитализацию «Форда» — автомобильного гиганта с более чем столетней историей. Сколько людей потеряет работу, которая связана с физическим трудом на предприятии, просто потому, что на смену старой модели бизнеса пришла новая с технологичными продуктами?
До 2030 года появятся более 200 новых профессий, но точно предсказать, какие именно профессии будут актуальны в будущем, невозможно
По данным Международной организации труда, к 2019 году количество безработных увеличится на дополнительные 212 млн человек (что на 11 млн больше, чем в 2016 году). Исследование McKinsey Global Institute показывает, что к 2030 году из-за внедрения новых технологий, роботизации и автоматизации рабочие места могут потерять от 400 до 800 миллионов человек по всему миру. Значительную часть из них могут составить женщины, так как они реже получают технико-математическое и научное образование, которое ложится в основу нового мира (STEM — Science, Technology, Engineering, Mathematics).
Уже сейчас роботы-консультанты проводят первичные интервью с кандидатами и предсказывают текучесть персонала, роботы-юристы составляют исковые заключения и дают заключения по проектам, роботы-медики анализируют более 80 показателей организма и ставят диагнозы, роботы-исследователи ищут свежие публикации на более чем 500 ресурсах, анализируют их достоверность и присылают нужное «хозяину». В течение ближайшего десятилетия мы пересядем на беспилотные автомобили, а некоторые наиболее прогрессивные производственные компании в России уже вовсю используют промышленные квадрокоптеры, интернет вещей (IOT), анализ больших данных во время производственного процесса и дополненную реальность при обучении сотрудников, что позволяет им экономить сотни миллионов долларов. Эти технологии заменили сотни тысяч людей.
До 2030 года появятся более 200 новых профессий, но точно предсказать, какие именно профессии будут актуальны в будущем, невозможно. За прошедшие годы несколько десятков многообещающих профессий «будущего» перестали существовать, например, аналитик баз данных. В некоторых учебных заведениях была внедрена образовательная программа по данной специальности, но те люди, которые на нее поступили, получили диплом с уже ненужной квалификацией — их заменили роботы.
Важно принять тот факт, что успешный человек обречен на постоянное обучение, повышение квалификации или переквалификацию
Всем нам придется осваивать новые знания и умения в течение жизни, а те люди и компании, которые не смогут адаптироваться к новой реальности, уйдут с рынка. Как же подготовиться к изменениям и стать востребованным профессионалом в стремительно меняющемся мире?
Прежде всего важно принять тот факт, что успешный человек обречен на постоянное обучение, повышение квалификации или переквалификацию.
Если раньше основная модель навыков и компетенций имела достаточно простую схему: «твердые» и «мягкие» навыки, то сегодня она превратилась в более сложную структуру экзистенциальных, метанавыков, кросс-контекстных навыков и контекстных (узкоспециализированных) навыков.
Чтобы успешно овладеть новой профессией, нужны будут как раз экзистенциальные и метанавыки (способность ставить себе цели и достигать их, способность учиться, способность к рефлексии, умственное развитие, эмоциональный интеллект и другое) и кросс-контекстные навыки. К кросс-контекстным можно отнести так называемую модель «4K» (коммуникации, креативность, критическое мышление и коллаборация), их можно и нужно развивать в течение всей жизни. А контекстные, т. е. узкоспециальные, умения становятся внешней оболочкой, которая «отшелушивается» каждые 3–5 лет.
Любознательность и амбициозность поддержат любого на пути к успеху. И основная задача человека — развивать эти качества
Прогрессивные работодатели, безусловно, крайне заинтересованы в том, чтобы их сотрудники обладали максимально широким перечнем востребованных «навыков будущего». Однако работодателю вряд ли удастся сформировать экзистенциальные и метанавыки сотрудников, потому что на это уходит много времени, и вообще они формируются с самого детства. Поэтому корпоративным университетам можно посоветовать сконцентрироваться на кросс-контекстных и узкоконтекстных компетенциях. Контекстные, технические умения проще всего развивать через МООС (массовый открытый онлайн-курс), корпоративные онлайн-курсы или виртуальных ассистентов-наставников с искусственным интеллектом. Уже сегодня корпорации начинают учить только тому, что нужно им здесь и сейчас.
Однако человеку необходимы актуальные знания для будущих этапов его карьеры, поэтому работники все чаще оплачивают обучение самостоятельно.
Любознательность и амбициозность поддержат любого на пути к успеху. И основная задача человека — развивать эти качества.
Для нашего времени характерно быстрое, почти ультразвуковое развитие цифровой культуры. Соискателям в таких условиях необходимо научиться инновационным технологиям, быть динамичными и гибкими, а также показывать эффективное горизонтальное взаимодействие и командную работу. Компаниям надо заблаговременно инвестировать в новые технологии, активно сотрудничать с высокотехнологическими организациями, исследовательскими центрами, а неповоротливым крупным организациям — создавать корпоративные венчурные фонды.
Работая на рынке поиска и оценки персонала с 1996 года, мы наблюдаем, как изменился ландшафт компетенций, какие кандидаты наиболее результативны в трудоустройстве и построении карьеры и какие организации наиболее привлекательны как работодатели и почему. Мы составили целый список таких факторов, которые меняются и дополняются ежегодно. Но можно уверенно сказать, что «навыки будущего» и новая культура, о которых мы говорим, являются катализатором успеха работников и организаций уже сегодня.