Зачем онлайн-платформы запускают свои собственные сериалы

Редакционный материал

В среду «Яндекс» объявил о запуске собственных сериалов. По данным «Ведомостей», для онлайн-зрителей готовятся сразу два проекта. Первый — «Министерство» — срежиссирует Роман Волобуев, производством займется студия Александра Цекало «Среда», над вторым — «Водоворотом» — работают Mars Media Рубена Дишдишяна и режиссер Андрей Стемпковский. В России «Яндекс» станет уже второй онлайн-площадкой с оригинальным контентом: в 2018 году его опередил «ТНТ-Премьер» с собственными сериалами «Звоните Ди Каприо», «Домашний арест» и «Год культуры». Подробнее о новой тенденции в российской и мировой киноиндустрии «Снобу» рассказал заместитель главного редактора журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев

8 Февраль 2019 14:50

Забрать себе

Фрагмент постера сериала «Звоните ДиКаприо» Иллюстрация: Kinopoisk

Современная киноиндустрия очень большая: в ней много игроков и сегментов, в каждом из которых происходят совершенно разные процессы. С появлением телевизоров с большими экранами возникла прослойка людей, которых не устраивает нелегальный контент, потому что, как правило, он не самого высокого качества. Параллельно с этим, во второй половине 2000-х улучшилось и благосостояние россиян, которые перестали экономить несколько сотен рублей на просмотре фильмов в онлайн-видеосервисе. Конечно, был и легальный рынок видеокассет и DVD дисков, но им, по разным оценкам, пользовались около 500 тысяч человек на всю страну — в отличие от нынешних нескольких миллионов пользователей легальных сервисов. Это лишь примерные цифры, потому что, к сожалению, далеко не все российские онлайн-платформы, которые в последнее время бурно развиваются, открывают данные о количестве своих подписчиков.

2018 год стал прорывным: рост подписчиков онлайн-сервисов исчисляется десятками процентов. Это можно понять по косвенным признакам, в том числе по росту количества самих платформ. На этот рынок начали выходить соцсети — например, «Одноклассники». Это означает, что на такие продукты есть спрос. Потребление киноконтента онлайн растет и в России, и в мире. При этом оценить влияние этого процесса на кинопрокат в целом сложно: разные зрители предпочитают разное, что-то они смотрят в кинотеатрах, что-то — дома. Кинотеатр по-прежнему остается в первую очередь пристанищем блокбастеров, аттракционных фильмов, то есть тех картин, в которых важны визуальные эффекты и какое-то переживание, связанное с масштабом происходящего. Кинотеатры также выполняют и лайфстайл-функцию: поход в кино — это еще и своего рода «выход в свет». Именно поэтому онлайн-платформы не смогут их полностью заменить.

Однако благодаря развитию технологий смотреть кино дома становится удобнее, поэтому продукт для кинотеатров будет меняться: уже сейчас многие фильмы, которые раньше мы бы назвали «большими», не выходят в кинотеатрах на Западе, где Netflix поменял правила игры. Например, совсем недавно в США на Netflix появился постапокалиптический триллер «Птичий короб» с Сандрой Буллок в главной роли. Этот фильм не будет показываться в кинотеатрах. При этом он неплохо чувствует себя на Netflix. Эта компания редко отчитывается о количествах просмотров своего контента, но в данном случае они сделали исключение и похвастались 45 млн просмотров только за первые дни после релиза. Вряд ли столько же человек пошли бы смотреть этот фильм в кинотеатр.

Вполне возможно, что мы доживем до блокбастера от Netflix, который нужно смотреть в кино

Очень большую часть онлайн-контента составляют сериалы. Разумеется, они не вытеснят полный метр. Сериалы и кино предлагают два совершенно разных способа времяпрепровождения. Хотя нельзя не заметить, что сейчас наблюдается некая «сериализация» кинопроизводства. Так, киновселенная «Мстителей» (американская серия фильмов о супергероях, основанная на комиксах компании Marvel. — Прим. ред.) — пример типичного киносериала. Если зритель войдет в эту вселенную не с первого фильма, то, наверно, ему уже будет сложно понять, кто все эти люди и в каких отношениях друг с другом они состоят. Поэтому можно предположить, что рост популярности сериальной формы так или иначе влияет на кинопроизводство.

Безусловно, неплохие перспективы есть у всех платформ, которые производят собственный контент, в том числе и у «Яндекса». Создавать свои фильмы и сериалы жизненно необходимо: библиотеку нужно постоянно пополнять и наращивать, на чужие фильмы рано или поздно закончатся права. «Яндекс» владеет «Кинопоиском» и пытается развивать его не только как базу фильмов, но и как онлайн-кинотеатр. В прошлом году в прокат выходила мелодрама «Без меня», которую произвела компания Mars Media, а «Яндекс» был одним из ее инвесторов. Сейчас эта же кинокомпания делает для «Яндекса» сериал «Водоворот». Видимо, им понравилось сотрудничество, и они решили продолжить. Но «Яндекс», конечно, не единственный, кто задумывается о производстве собственного продукта. Те же «Одноклассники» запустили собственный ситком «Пять с плюсом». Он еще не вышел, но работа над сценарием закончена, вот-вот начнутся съемки.

В этом смысле Россия идет в русле общемировых трендов. Netflix, например, строит сейчас большую киностудию, в которой будут производить большие фильмы. Наверняка потом у них появится соблазн выпускать эти фильмы в прокат, так что вполне возможно, что мы доживем до блокбастера от Netflix, который нужно смотреть в кино. Уже сейчас для Netflix делает кино Мартин Скорсезе — компания финансирует производство его нового фильма «Ирландец».

Я думаю, что и российские онлайн-площадки будут интенсивно развиваться. Сейчас идет процесс формирования рынка. «Яндекс» с «Кинопоиском» пока еще не играют такой большой роли на рынке онлайн-платформ. Есть более популярные игроки: ivi, Okko, Megogo. И постоянно появляются новые — как, например, «ТНТ-Премьер» в прошлом году. У телеканала ТНТ в принципе большая аудитория, которая пользуется интернетом и ходит в кино. Грех было ее не монетизировать за счет создания платной онлайн-площадки. Думаю, в ближайшее время мы будем наблюдать рост количества онлайн-платформ, а затем начнется процесс слияний и поглощений. После этого останется от 3 до 6 таких площадок, которые будут консолидировать контент, богатеть, а потом вкладываться в собственное кинопроизводство. Но пока все это прогнозы, и сейчас мы можем лишь с интересом наблюдать, анализировать и прикидывать, во что же это все выльется.

Подготовили: Мария Долаберидзе, Арина Крючкова

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме

Читайте также

В декабре 2018 года компания «Яндекс» представила «Яндекс.Телефон». Корреспондент «Сноба» протестировал новинку от «Яндекса», чтобы узнать, удалось ли компании научиться на ошибках предшественников и создать конкурентоспособный продукт
Ксения Собчак расспросила советника президента Германа Клименко о том, почему Twitter обречен, как пересадить чиновников на Linux и как он будет душить «Медузу»

Новости партнеров

Компания «Яндекс» опубликовала топ-50 самых нелепых поисковых запросов 2018 года. Россияне спрашивали о «Зинаиде Зидане», «куда сходить, где нет людей», «как отомстить мужчине-рыбе», о фильме «Мстители. Война без конечностей» и о многом другом
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться