О том, что благотворительность в России сегодня активно развивается, свидетельствует непрерывный рост доли пожертвований от физических лиц на протяжении последних нескольких лет. Менее однозначно дело обстоит с корпоративными пожертвованиями, потому что российский бизнес переживает непростой период. Однако, несмотря на это, даже в условиях ограниченных финансовых ресурсов предприниматели ищут альтернативные варианты помощи НКО и гражданскому обществу. Например, представители бизнеса все чаще говорят о корпоративной социальной ответственности (КСО), о бережливом производстве, об устойчивом развитии, то есть обо всем том, что потенциально должно способствовать решению социальных проблем. Компании разрабатывают программы вовлечения персонала в оказание интеллектуальной помощи некоммерческому сектору pro bono (оказание профессиональной помощи некоммерческим организациям на безвозмездной основе. — Прим. ред.). Подобный механизм позволяет НКО учиться грамотно привлекать финансирование и эффективно использовать пожертвования.

В целом на сегодняшний день есть ряд позитивных тенденций: НКО становятся более эффективными, их деятельность — более профессиональной, они более продуманно взаимодействуют с бизнесом. Также развиваются механизмы КСО и увеличивается роль НКО как экспертного сообщества и их присутствие в информационном поле.

С учетом этих трендов инициатива Минэкономразвития, предусматривающая налоговые вычеты для жертвователей, информационную поддержку НКО и обучение кадров для некоммерческих организаций, — шаг в правильном направлении.

При этом в текущем законодательстве, регламентирующем благотворительность, сейчас не все так гладко: например, практически не работает существующий механизм налогового вычета для физических лиц, жертвующих на благотворительность. Я не знаю ни одного человека среди своих знакомых и друзей, кто бы им воспользовался, поскольку пока это сложно и забюрократизированно. Упрощение процедуры получения льгот могло бы поддержать тех, кто давно вкладывает средства в благотворительные инициативы, а введение преференций для бизнеса — вовлечь в эту деятельность больше коммерческих компаний.

Запутанные формальные процедуры могут отпугнуть волонтеров, ведь они приходят с открытым сердцем и желанием помочь, а не с целью получить льготу

С одной стороны, стимулирующие нормы, которые помогут развиваться сектору благотворительности и корпоративной социальной ответственности, необходимы. С другой — важно, чтобы за ними стояла продуманная стратегия реализации, потому что иначе все начинания так и будут оставаться на бумаге. Не должно быть никаких белых пятен: пока, например, концепция никак не регламентирует порядок бесплатного размещения социальной рекламы в СМИ, и остается непонятным, в каком объеме и в какое время такая реклама должна размещаться и по каким алгоритмам эфирное время будет распределяться среди НКО.

Очень часто законы — особенно разработанные теоретиками — устанавливают границы, которые блокируют правильные начинания. Запутанные формальные процедуры могут отпугнуть волонтеров, ведь они приходят с открытым сердцем и желанием помочь, а не с целью получить льготу. Правовое регулирование не в силах научить состраданию и вниманию к социальным проблемам. Конечно, закон может предоставить дополнительные льготы организаторам фондов, благотворителям и волонтерам, но он не должен принуждать к благотворительной деятельности, создавая искусственные «институты помощи».

На мой взгляд, благотворительности в России необходимо системное развитие, позволяющее строить мосты между бизнесом, государством и благотворительным сообществом, учитывая запросы и интересы всех участников. Примером подобного системного проекта выступает Московская школа профессиональной филантропии, организованная фондом «Друзья», в которой обучаются представители самых разных НКО.

В направлении системного развития движется и фонд помощи хосписам «Вера». Например, учредитель фонда Нюта Федермессер принимает активное участие в обсуждении поправок в статью «О паллиативной помощи», рассматриваемых сейчас Госдумой. Фонд «Вера» реализует такие проекты, как горячая линия помощи неизлечимо больным людям, русскоязычный просветительский ресурс о помощи в конце жизни «Про паллиатив». Конечно, их развитие было невозможно без многосторонней поддержки и бизнеса, и государства, и частных жертвователей.

Подготовили Ксения Праведная, Арина Крючкова