Фото: Алёна Кочеткова
Фото: Алёна Кочеткова

Вы ведь подавали на World Press Photo серию, но они отобрали только одно фото. Вы согласны с жюри, что это самая сильная работа из фотоистории?

Любое жюри — совокупность мнений, и одну и ту же работу разные судьи могут оценивать диаметрально противоположно. Для меня главное в крупных международных конкурсах то, что профессионалы в области фотографии, которые меня до этого не знали, отметили мою работу среди огромного количества заявок.

До этого я получила несколько наград других конкурсов за эту серию фотографий: Гран-при конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, Гран-при Питер Фото Феста, Young Man in 21st Century в Литве, стала лауреатом конкурса «Молодые фотографы России». Эти победы утвердили меня в мысли, что история может иметь успех и на World Press Photo.

Работая над этой темой, я старалась создать целостную историю, которая рассказывает не только о разных аспектах и нюансах жизни во время лечения рака, но и имеет определенный драматизм и вектор: не зря серия начинается и заканчивается снимками у окна, но разными по смыслу и восприятию.

Я рада, что моя работа прошла, ведь даже в виде одиночной фотографии она поднимает проблему, о которой я хотела рассказать.

Это очень личная история. Как вы решились ее снимать?

Фотография — естественная часть моей жизни, я через нее так или иначе отражаю все, что происходит со мной и вокруг меня. В этот раз тема в прямом смысле нашла меня сама. Во время лечения, когда самочувствие далеко от идеального и даже выйти из дома не всегда легко, творчество стало для меня опорой и даже необходимостью.

Общаясь с другими онкобольными, я поняла, что кроме медицинских проблем есть целый ряд проблем в восприятии их обществом. До сих пор встречаются люди, которые относятся к человеку, больному раком, как к прокаженному. К сожалению, в этой области очень много мифов и псевдонаучной информации. Достаточно вспомнить недавнюю историю, как жители одного из домов собирали подписи против проживания в их доме онкобольных детей, думая, что рак заразен.    

Часто онкобольных снимают в оптимистическом ключе: на снимках радостные лысые люди улыбаются и всем своим видом говорят: «Все нормально, я держусь». Это очень хорошо поддерживает самих больных, но для человека «снаружи» делает проблему менее значимой и глубокой.

В случае моей работы трудности и боль — это средство пробудить в людях понимание и сочувствие. Я получала и откровенно отрицательные отзывы: некоторые видят в этой истории только негатив и советуют не показывать ее никому,  потому что боятся испортить свою идеальную картину жизни.

Через свой проект я говорю о том, что испытывают многие люди, столкнувшиеся с подобным заболеванием. Эта история не о том, как мне плохо, это, скорее, призыв услышать, понять, поддержать не только меня, а любого, кто рядом и нуждается в помощи.

Что вы чувствуете, попав в финал именно с этой работой? Есть ли у вас ощущение, что эта победа перевернула страницу в вашей медицинской карте?

Номинации на международные награды и медицинская карта — вещи слабо связанные. Надеюсь, что на этом моя история болезни закончится, но специфика онкологических заболеваний в том, что никаких гарантий нет. Что будет, известно только Богу. Болезнь не надо воспринимать однобоко, только как наказание или несправедливость. Это испытание и, возможно, одна из самых ценных частей жизни, время для ее переосмысления и изменений к лучшему в нравственном плане.

Какое вы дали бы напутствие тем, кто хочет победить в конкурсе?

На мой взгляд, чтобы победить в большом конкурсе, история через актуальные проблемы современности должна рассказывать о глубинном, вечном. Она должна резонировать у большого количества людей и при этом оставаться личной и искренней. Хорошо, если она будет экспериментальной, но главное, она должна быть смелой и сильной визуально. Об этом легко говорить, но сложно сделать.

Беседовала Анастасия Карагодина