
В Москве пройдет фестиваль «Виртуозы гитары». 8 фактов об этой уникальной серии концертов
Артем Дервоед впервые взял гитару в руки в 6 лет, но у него ее тут же отобрали. Гитару принес в дом старший брат, а маленькому Артему, в руках которого все приходило в негодность, даже близко к инструменту подходить не разрешалось. Артем слушал Высоцкого и хотел быть как он — человеком с гитарой. Когда несколько лет спустя Артем попросил его отвести в музыкальную школу, но на класс гитары его не взяли. Он был настойчив, и родители отвели его в другую школу, где мальчика приняли. С тех пор он проводит с гитарой большую часть своего времени — уже больше 30 лет. Он стал одним из лучших в мире исполнителей на классической гитаре. Окончил Гнесинку и практически тут же стал в ней преподавать, выиграл всевозможные международные конкурсы, стал артистом престижного американского агентства Primavera Consulting, солирует в Карнеги-холл и Берлинской филармонии.
Домой в Москву Артем залетает редко — и только по важному делу: с 2015 года он — артистический директор фестиваля «Виртуозы гитары» на одной из самых больших и престижных академических площадок России — в московском Концертном зале имени Чайковского. В этом году это 4 дня концертов и пять тысяч зрителей — с 20 по 24 марта. Это совсем не та гитара, о которой мы думаем, не «город золотой» на квартирнике и рюмка водки на столе. Это академический масштаб и большой стиль: гитаристы во фраках солируют вместе с топовыми пианистами и симфоническими оркестрами, а слушатели в антракте чинно пьют шампанское. Специально для «Сноба» Артем назвал 8 причин, почему следует идти на «Виртуозов гитары».
1. Гитара, которой вы еще не слышали
Одного моего коллегу на концерте в региональной филармонии человек из зала попросил сыграть Цоя. Это мы можем, это несложно: мотив простой, и Виктор Цой, конечно, был большой поэт, к которому лично я отношусь с большим уважением. Но на самом деле, интереснее послушать, как звучит знаменитая «Кампанелла» Паганини на гитаре и понять для себя, что знаменитые классические композиции звучат очень свежо, если с симфоническим оркестром солирует не скрипка, а гитара.
В этом году на «Виртуозах гитары» выступит Госоркестр имени Светланова с дирижером Валентином Урюпиным и еще потрясающе талантливый молодой пианист, победитель XV конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев.
Когда к симфонической мощи скрипок спиваковских «виртуозов» присоединится, например, гитара молодого итальянского красавца Флавио Сала — и они все вместе исполнят музыку из фильма «Список Шиндлера», уверен, зал будет сидеть со слезами на глазах. А когда выйдет японец Шин-ичи Фукуда, чтобы исполнить с камерным скрипичным оркестром Hey, Jude — переложение знаменитой песни «Битлов», которую сделал известный японский композитор Тору Такемицу, уверен, люди начнут подпевать, как на рок-концерте.
2. Топовые гитаристы со всего мира
«Виртуозы гитары» в настоящее время — это один из самых крупных фестивалей в мире, и поэтому к нам в Москву в конце марта приедет, без преувеличения, мировой цвет классической гитары. Это не конкурс — тут выступают только звезды, которые давно ни с кем не соревнуются. Перечислю главных хедлайнеров. Испанец Пепе Ромеро заглянет к нам в рамках турне в честь своего 75-летия. За свои гитарные заслуги он награжден орденом Изабеллы католической; он выступал перед принцем Чарльзом, перед папой римским, а самую большую славу он снискал в США: академические фанаты до сих пор помнят его выступления с легендарным филадельфийским оркестром.
Японец Шин-ичи Фукуда записал более 60 альбомов, его интерпретации сочинений японского же композитора Тору Такемицу считаются самыми яркими. И их он исполнит на фестивале. В очередной раз в Москву приедет любимец публики, молодой и страстный итальянец Флавио Сала, артист широкого репертуара, от классики до собственных аранжировок Клэптона или Морриконе. Французский молодой виртуоз Тибо Гарсия — победитель «французской Грэмми» — премии Victoires de la Musique Classique 2019 в номинации «Открытие года».
3. На открытии всегда премьера
Не каждый фестиваль академической музыки может похвастаться премьерой, а мы можем. Готовить ее — очень трудоемкая и, в определенном смысле, рискованная работа: никто не знает, как пойдет. Последние 4 года мировые премьеры на фестивале представлял я. Обычно, чтобы набраться сил, я зимой отправляюсь в Гоа отогреваться после сверхплотного гастрольного графика осени (в прошлом году два месяца провел в США и Европе и на Ближнем Востоке, концерты были чуть ли не каждый день) и готовиться к «Виртуозам гитары». Дело в том, что переложение музыки требует максимальной концентрации, и занимает это не один месяц. Для этого мне нужна только гитара, тишина и хороший вай-фай для связи с коллегами. Ну, и пара часов йоги с утра, чтобы настроиться на работу. Этой зимой я готовил переложение для гитары симфонии китайского композитора Тан Дуна. Вы точно слышали его сочинения — все, кто смотрел фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». За музыку к нему Тан Дун получил «Оскар».
4. На фестивале можно будет услышать секретный женский язык
Вообще сочинения Тан Дуна — крайне любопытный материал. Премьерой на нашем фестивале будет переложенная мною на арфу и гитару документальная симфония «Ню Шу: тайные песни женщин». Симфония основана на документальном фильме о женщинах из китайской провинции Хунань. Ню Шу — древний рукописный язык, тайно использовавшийся женщинами в феодальном Китае на протяжении сотен лет начиная с XIII века, который передают последующим поколениям только по женской линии. Тан Дун провел в этой деревне много времени, снял документальный фильм про этот тайный язык и секретные обрядовые напевы женщин. Из этих съемок смонтированы микрофильмы, к которым написана музыка симфонии «Ню Шу».
5. От Баха и Паганини до Фредди Меркьюри
Классические гитаристы вовсе не снобы — «раздвигать рамки» любят многие коллеги по классической гитаре. В программе четырех вечеров музыка на любой вкус, от танго Пьяццоллы и «Чакконы» Баха до Эннио Морриконе и Фредди Меркьюри. К счастью, технический прогресс в наше время позволяет гитаре быть громкой и быстро избавляет от предрассудка, например, что гитару не так слышно, как скрипку или фортепиано.
6. Восточная академия
Академическая традиция Японии и Китая — отдельная история. Там, конечно, используют европейские традиции оркестровки, но создали свой язык изложения и мелодику, и смело вплетают в него импрессионистские приемы и фольклорные мелодии. Обо всем этом крайне мало материала на русском языке, в то время как японская и китайская классическая музыка уже стали своеобразной «бомбой» в США. Поэтому в день открытия фестиваля мы начнем с лекции главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Ярослава Тимофеева: «Догнать и перегнать Европу: современная музыка Восточной Азии». Она поможет подготовиться и к «Тайным песням женщин» китайца Тан Дуна, и к концерту японского композитора Тору Такемицу в исполнении солиста из Японии Шин-ичи Фукуды.