Госкапитализм по-чубайсовски. Размышления о судьбе одной госкомпании
С утверждением «государство — крайне неэффективный собственник» у нас спорить, по большому счету, не принято. Достаточно вспомнить Советский Союз, распад которого в значительной степени был вызван системным кризисом в госэкономике. Поэтому, когда мы говорим, что 70% ВВП России создают предприятия, принадлежащие государству, подразумевается, что дела в экономической сфере далеки от идеальных. А сами государственные корпорации обычно принято различать лишь по степени вреда, который они причиняют самому государству, бюджету и, в конечном итоге, гражданам.
По иронии судьбы одну из самых известных таких компаний — Роснано — возглавляет Анатолий Чубайс, главный либерал России, «отец приватизации» 90-х. На минувшей неделе он отчитался о результатах работы компании.
Пример Роснано хорошо показывает, что с ролью государства в экономике не всё так однозначно. Например, считается, что госкомпании всегда стремятся конвертировать свою близость к высоким кабинетам в монопольное положение на рынке. Роснано же изначально не ставило своей задачей получение контроля над теми предприятиями, в которые инвестирует. Компания либо напрямую, либо через отраслевые фонды инвестирует в отобранные проекты, получая взамен миноритарную долю в предприятии. После достижения компанией запланированных показателей, Роснано выходит из ее акционерного капитала, переключаясь на другие перспективные проекты. Всего за время своего существования Роснано создало 97 действующих производств в 37 регионах России. При этом 50 проектов уже отпущены «в свободное плавание».
Другая претензия к госконторам — крайне низкая финансовая эффективность. Зачем задумываться о сокращении расходов, если всегда под рукой деньги бюджета? Роснано получило деньги из казны лишь единожды и сегодня инвестирует средства, полученные в кредит от банков на рыночных условиях. Ситуация для венчурного инвестирования крайне нетипичная. Что, впрочем, не мешает компании вот уже несколько лет демонстрировать прибыль. А по итогам 2018 года этот показатель и вовсе составил рекордные 5,6 млрд рублей.
Впрочем, государство, создавая «институты развития», такие как Роснано, в первую очередь ожидает не прямой экономической эффективности, а скорее системных изменений в экономике. А это, в свою очередь, часто требует кардинального пересмотра существующего законодательства. В инновации в России инвестировали и до Роснано. Однако именно команда Чубайса продавила «приземление» законодательства об инвестиционных товариществах, которое переносило в нашу страну лучшие практики венчурного инвестирования, существующие за рубежом.
Другой пример. Компанию Роснано, особенно в первые годы, часто критиковали, что ее деньги не пошли в науку, а были пущены на создание каких-то производств. Десять лет спустя объем заказов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) со стороны тех самых производств составил 42,5 млрд рублей, что равно половине годового бюджета Российской академии наук. Комментируя эти цифры, академик Михаил Алфимов сказал, что ученые, которые работают с этими компаниями, начинают чувствовать спрос на свои знания.
Выступая на пресс-конференции, Анатолий Чубайс заявил, что Роснано свою миссию выполнило, полностью покрыв расходы государства на свое создание: предприятия, созданные с участием компании, перечислили в бюджеты разных уровней более 132 млрд рублей. К этой цифре можно относиться по-разному: формально во многих из этих компаний Роснано уже не акционер, а значит, и не может заносить их налоговые отчисления себе в актив. С другой стороны, стоит признать, что без Роснано не было бы ни самих этих предприятий, ни рабочих мест, ни запроса на науку, ни налогов.
От Роснано часто просят продемонстрировать «российский айфон» или другой привлекательный гаджет как доказательство того, что государственные деньги вложены не зря. Хотя в общем уже понятно, что Роснано — это не про «айфон», и даже не про новые заводы. Это в полном смысле «институт развития», способный при этом работать без постоянной дойки госбюджета.