Беспилотники и чат-боты вместо лучших друзей: робототехник Альберт Ефимов о мире будущего
Ɔ. В каких отраслях сегодня активнее всего используется робототехника? И как именно?
Роботы чаще всего используются в промышленности — во всем мире установлено лишь чуть больше двух миллионов промышленных манипуляторов. По сравнению с общими трудовыми ресурсами на нашей планете — это капля в море. Поэтому слухи о том, что роботы скоро заполонят мир, сильно преувеличены. Кроме того, промышленность составляет около 25% от общего объема мировой экономики. Все остальное — это сервисная экономика и сельское хозяйство, а как раз в этих отраслях робототехника пока мало распространена. Но технологический прогресс меняет ситуацию: я думаю, развитие робототехники будет схожим с распространением мобильной связи. Сегодня количество устройств, которые имеют соединение с глобальной сетью, превышает количество жителей на планете почти вдвое. Мы все используем как минимум два IP-адреса, и в будущем это станет касаться также робототехники и искусственного интеллекта. Например, мы сможем иметь сразу несколько голосовых помощников — и все они будут разными персонами, которые «невероятным» образом уживаются в одном устройстве.
Ɔ. Могли бы вы немного подробнее рассказать о том, как роботы используются в промышленности? И как будут развиваться в сервисной экономике?
В промышленности роботы применяются в основном для автоматизации структурированных и четко определенных задач вроде сварочных работ, погрузки и разгрузки со склада, а также сортировки. В этом секторе есть задачи, созданные под конкретных роботов: например, чтобы обеспечить сварку и покраску автомобилей с помощью роботов, нужно поменять весь цех и прежде всего полностью убрать из цеха людей. Сервисные роботы устроены по-другому: они умеют выполнять задания без изменения существующих процессов. В Сбербанке мы создали комплекс, который полностью автономно, без участия человека может пересчитывать полтонны купюр в сутки, при этом не допуская ни единой ошибки. Это экономически выгодно: роботы повышают производительность труда кассиров в три раза. При этом наш роботизированный участок не требует безлюдного цеха — человек может работать рядом с роботом. Поэтому такие роботы называются коллаборативными — люди могут работать вместе с ними. Другое перспективное направление — ассистивная робототехника: робот не заменяет человека, а помогает ему (ассистирует), работая вместе с ним и даже непосредственно на нем. По такому принципу устроены промышленные экзоскелеты. Они работают так: человек все время носит конструкцию на себе и с ее помощью в любой момент может сесть или встать, как ему удобно, — тем самым он экономит силы. Не так давно мы вместе с компанией «Полезные роботы» запустили пилотный проект по внедрению таких экзоскелетов, чтобы снизить утомляемость работников нашего логистического центра. Эта разработка хороша тем, что использовать ее можно и в других отраслях, совершенно не связанных с промышленностью. Например, мы уже опробовали ее во время проведения эндоскопической хирургической операции. Во время таких операций хирурги проводят много времени на ногах, иногда более 8 часов. При этом в операционных нет возможности использовать стул для врачей. Учитывая это, экзоскелет становится настоящим спасением, потому что стоять много часов подряд крайне изнурительно.
Везде в мире активно развиваются беспилотники: как воздушные, так и наземные. Мы видим большой потенциал этой отрасли и в России. Ни для кого не секрет, что расстояния в России огромные, и при этом у нас есть проблема с мостами. Например, иногда от точки А до точки Б по прямой всего лишь 10 километров, а по дороге — сотни километров и несколько часов на автомобиле — только потому, что нет моста между двумя населенными пунктами. Это серьезная проблема, и беспилотники могут помочь сделать наши города и населенные пункты намного доступнее, а жизнь граждан — удобнее. Быстро это не произойдет, так как надежность беспилотных летательных аппаратов еще сильно отстает от пилотируемых: в гражданской авиации одна авария на миллиард часов полета — это норма. А воздушные беспилотники пока отстают в своей надежности примерно на два порядка. Но решение этой проблемы уже на горизонте — я думаю, оно будет найдено в течение пары лет.
Ɔ. А что, на ваш взгляд, сегодня больше всего мешает развитию робототехники?
Есть технологические и экономические барьеры. С одной стороны, робототехника развивается там, где работникам хорошо платят. Например, в Китае внедрение роботов экономически выгодно, потому что затраты на роботов оправдываются на производстве. В России рабочие зарабатывают очень мало — из-за этого внедрение роботов банально нерентабельно. Кроме того, в нашей стране развитие робототехники тормозит трудовая миграция. Какой смысл внедрять на производстве роботов, если можно нанять трудовых мигрантов? Это важное экономическое препятствие.
С другой стороны, есть и технологические проблемы. Все роботы сегодня работают на батарейках — пока на технологическом горизонте нет безопасных и миниатюрных ядерных батареек. У людей метаболизм в несколько раз эффективнее, чем процесс зарядки роботов — роботов все время нужно заряжать. Другая проблема состоит в том, что роботы довольно плохо понимают человека. Невозможно достать абсолютно готовый аппарат из коробки — его постоянно нужно настраивать и дорабатывать под конкретные задачи. Хуже того, роботы не понимают даже друг друга. Десятки тысяч человек могли объединяться во имя единой цели еще во времена строительства египетских пирамид — это помогало им добиваться больших результатов. Лучшее, что мы можем показать сейчас, — несколько сотен дронов в воздухе выполняют скоординированные заранее движения — и то усилиями десятков программистов. И наконец, роботы крайне плохо манипулируют объектами физического мира. Для них просто открыть дверь — уже целый подвиг. Для роботов непростая задача — найти дверь. Кстати, если вдруг вы боитесь восстания машин — просто не открывайте роботам дверь, и все будет хорошо.
Ɔ. Раз уж мы заговорили о страхах: скептики опасаются, что со временем роботы займут наши рабочие места. Что вы об этом думаете?
Есть разные профессии. Например, сын дальнобойщика уже, скорее всего, не сможет водить грузовики — такая работа будет слишком низкооплачиваемой. Это связано с тем, что в машинах будет огромное количество систем искусственного интеллекта, которые смогут выполнять бо́льшую часть работы самостоятельно, а водителю-оператору нужно лишь присматривать за приборами. На мой взгляд, постановка вопроса, сократится ли количество рабочих мест в мире, неверная: может быть, число рабочих мест, наоборот, возрастет. Просто платить за этот низкоквалифицированный труд из-за давления технологий будут намного меньше. При этом действительно компетентные работники, наоборот, станут зарабатывать больше.
Ɔ. Как еще развитие робототехники изменит нашу жизнь через 5–10 лет?
Например, все говорят про смерть смартфонов. Я думаю, что действительно через 10 лет их число начнет резко сокращаться: по моему мнению, наш голос и другие естественные интерфейсы (например, жесты) станут следующими интерфейсами. Помните, как в одной из серий Star Trek люди будущего с удивлением обращаются с клавиатурой и мышкой? Скорее всего, они действительно станут не нужны. Голос, жесты, эмоции — то есть распознавание наших действий и их контекста — станут для нас более доступными и распространенными.
Люди склонны переоценивать краткосрочное влияние технологий и недооценивать долгосрочное. Сегодня есть много иллюзий по поводу беспилотников: нам кажется, что вот-вот возникнет такси, которое будет развозить нас без водителя. Я не верю, что оно появится в течение следующих 10 лет. При этом эффект от беспилотников может быть совсем другим. В России, как я уже говорил, огромные расстояния и небольшое население — это делает нас идеальной страной для воздушных беспилотников: у нас много территорий, через которые нужно перелетать, и для этого не всегда нужно использовать пилотируемую авиацию. Кроме того, мы можем использовать наземные беспилотники для доставки грузов. При этом совершенно необязательно перевозить людей — мы и так довольно хорошо справляемся с доставкой самих себя. А развозить ценности вроде денег и золота — как раз подходящая для беспилотников задача. Например, Сбербанк уже сейчас использует при перевозке ценностей нашими инкассаторами спецконтейнеры. Похищать их бессмысленно — при несанкционированном вскрытии они превращают деньги в мусор и сообщают об этом в правоохранительные органы.
Еще во всем мире активно работают над тем, чтобы роботы научились понимать контекст нашего общения. Сейчас даже лучшие голосовые помощники не в состоянии элементарно обратиться к нам по имени — по крайней мере среди тех, которые разговаривают по-русски: для них это сложно, они просто не понимают, с кем общаются. А как понять не только то, что за человек обращается к роботу, но и что ему нужно? И можно ли предсказать его намерения? Через несколько лет мы столкнемся с ситуацией, когда машины, с которыми мы разговариваем, будут знать нас лучше, чем мы сами. И это очень интересно.
Ɔ. А как же эмпатия и чувства? Машина сможет анализировать их?
Это вопрос совсем далекого будущего. Наверное, эмпатия свойственна только живым существам. Но машины могут симулировать эмпатию и любые другие чувства. Поэтому мы, вероятно, окажемся в ситуации, когда человеку будет интереснее с машиной, чем с другим человеком. Это видно уже сейчас: за обедом мы только и делаем, что смотрим в свои смартфоны. И в будущем мы столкнемся с миром, в котором нам интереснее общаться с чат-ботом — он банально будет понимать нас лучше, чем наши близкие.
В целом есть только две вещи, которые робот не может сделать или симулировать. Во-первых, робот не может сделать выбор: например, он не в состоянии понять, почему один человек нам нравится, а другой нет. Принятие решений находится на уровне количества атомов во Вселенной — это очень сложно. Робот может оценивать так: 90% людей на планете выбрали красный цвет в этом сезоне — сделайте так же. Но он не в состоянии сказать, почему именно я должен выбрать красный цвет, он может лишь дать универсальную рекомендацию. Людей всегда будет отличать возможность делать выбор. Малевич нарисовал «Черный квадрат», поэтому он Малевич. Но почему он черный, а не фиолетовый? Почему квадрат, а не круг? Невозможно сказать. Поэтому робот не может выдумать ничего подобного. Хотя, по моему мнению, эта картина Малевича как никогда актуальна: он ведь не черный квадрат рисовал, а черный ящик. Это ведь главная проблема нынешних искусственных нейронных сетей!
Во-вторых, робот не будет способен заставить человека делать то, чего он не хочет. Например, встать навстречу пулям из окопов. Робот может мотивировать человека делать только то, что ему и так нравится, или по крайней мере то, что человеку хочется делать. Например, покупать какие-то вещи, заниматься физкультурой или совершать другие приятные действия. Мы все хотим быть здоровыми, счастливыми и любимыми — и робот может нас каким-то образом стимулировать к этому. А вот, например, заставить работника совершить трудовой подвиг он не может — на это способен только человек.
Ɔ. Интересно, но звучит немного пугающе. Вообще в будущем человек все еще будет нужен?
В кабинете одного из героев книги А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» висел плакат: «Нужны ли мы нам?» Мой ответ — да: только человек нужен человеку. Человек — это то, что не может сделать робот. В конечном итоге развитие робототехники — хороший стимул для всех нас: мы должны все время совершенствоваться, чтобы быть интереснее, чем робот.
Беседовала Маргарита Шило