Фото: личный архив
Фото: личный архив

В статье британских коллег утверждается, что чем старше женщина, тем меньше у нее шансов на удачное ЭКО. Это действительно так?

Репродуктивный потенциал женщины зависит главным образом от овариального резерва, полученного при ее рождении. Но с возрастом запас яйцеклеток в яичниках (так называемый овариальный резерв) неуклонно снижается. Следовательно, чем старше женщина, тем меньше у нее шансов забеременеть.

Большинство женщин в возрасте от 20 до 30 лет способны зачать ребенка. Но многие из них не планируют беременность в этом возрасте, желая заняться этим вопросом после 35–40 лет, а иногда и старше. Но тогда половина из них будет уже не способна к зачатию. В зависимости от скорости хода их биологических часов некоторые женщины сохраняют репродуктивный потенциал и после 40 лет, но некоторые, по причине низкого овариального резерва, оказываются бесплодными к 35 годам. Наблюдения показывают, что у половины женщин способность к зачатию снижается после 31 года, к 41 году они становятся бесплодными. В среднем в 46 лет появляются нарушения менструального цикла, и в 51 год наступает менопауза.

Определение индивидуального биологического репродуктивного возраста — одна из первых задач, встающая перед женщиной и ее врачом. В случаях, когда женщина по той или иной причине заинтересована отложить рождение ребенка, она имеет возможность сохранить свой овариальный запас, пользуясь услугами криобанков. Современные технологии позволяют сохранять в замороженном состоянии яйцеклетки, полученные из яичников женщины.

Британские чиновники указывают, что врачи пользуются уязвимостью женщин, для которых ЭКО — последний шанс. Как распознать эту психологическую уловку и не попасться на нее?

Да, ЭКО — последний шанс не только для женщин старше 45 лет: есть целый ряд медицинских показаний к проведению ЭКО у женщин разных возрастных групп. Например, у женщины в возрасте до 30 лет может быть непроходимость обеих маточных труб, и тогда, независимо от возраста, ей показано ЭКО. Наше государство оказывает большую поддержку в предоставлении возможности проведения ЭКО за счет средств ОМС.

У женщин старшего возраста овариальный резерв крайне низок, в связи с чем есть показания для проведения программ ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) с применением донорских ооцитов, а при желании — донорских эмбрионов.

ЭКО — высококонкурентный рынок. Врачи и медицинские пиарщики пытаются привлечь клиентов любыми способами. Так, председателю комитета по оплодотворению и эмбриологии Салли Чешир пиарщики предложили купить подобную услугу. Парадокс в том, что ей 50 лет. В России такое предложение может быть? Кто в нашей стране обращается к услугам ЭКО в таком возрасте?

Не думаю, что у нас кто-либо из специалистов будет навязывать программы ЭКО женщинам 50-летнего возраста. Возможно, в данной конкретной ситуации это было сделано в качестве рекламы клиники не очень профессиональным специалистом. Конечно же, пациенты в возрасте 50 лет и старше сами обращаются в клиники ЭКО, что связано, зачастую, со сложившимися трагическими ситуациями в их жизни. В нашей практике чаще всего речь о потере своего взрослого единственного ребенка. Да, такие случаи есть, при этом женщины всегда прибегают к донорскому материалу, часто эти попытки успешны — они самостоятельно вынашивают и рожают детей.

Возраст донора яйцеклетки, если он необходим, считается ключевым фактором. Расскажите об этом подробнее.

Быть донорами половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов) имеют право граждане в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование (ФЗ-323, статья 55). Донорство может быть открытым или анонимным, при котором персональные данные донора неизвестны реципиенту. Требования к анонимным и неанонимным донорам одинаковые.

При выборе донора мы отталкиваемся не только от результатов обследования, что обязательно, но и учитываем качество полученных клеток от конкретного донора, о чем нас информирует непосредственно эмбриолог — специалист, который работает с клетками. В программах применяются только те клетки, которые соответствуют определенным стандартам качества, имеющимся в эмбриологии.

Насколько здраво женщины, обращаясь в клинику ЭКО, оценивают свои шансы? О чем врач должен рассказать пациентам в первую очередь — во избежание дальнейших проблем и недопониманий?

Обычно женщины старшего возраста, обращаясь в клинику ЭКО, трезво оценивают свои возможности. Задача врача-репродуктолога — правильно информировать пациентку о современных возможностях иметь здорового ребенка. Но, конечно, бывают случаи, когда пациенты категорически отказываются от донорского материала и настаивают на проведении программ стимуляции, несмотря на очень низкие показатели овариального резерва. Пациенты должны быть в курсе, что в возрасте старше 40–45 лет, даже при получении собственной яйцеклетки (что возможно при проведении минимальной стимуляции или забора яйцеклетки в естественном цикле), при сохраненной овуляции, конечно, качество полученной яйцеклетки будет крайне низкое и, скорее всего, такие яйцеклетки будут нести в себе генетическую патологию, что не даст возможности для полноценного развития нового организма. У каждой пациентки есть выбор, и решение принимает супружеская пара или женщина, не имеющая партнера. Нет смысла проводить программы стимуляции с использованием гормональных препаратов при истощенных репродуктивных возможностях.

Как быть с моральным здоровьем пациенток? Кто несет ответственность за неоправданные надежды?

Во всех случаях проведения программ ЭКО необходимо участие психолога и психотерапевта. Психологическая поддержка для женщины крайне важна не только со стороны профессионального психолога, но и со стороны лечащего врача. В нашей клинике сопровождением пар или одиноких женщин занимаются индивидуальные менеджеры, которые ежедневно находятся с ними на связи, также активно  используются удаленные консультации с врачами.

И индивидуальное сопровождение тоже важно: и психологически, и для экономии времени пациентов, и для своевременного информирования в процессе проведения программы.

Я всегда объясняю пациенткам, что использование донорского материала (будь-то донорские яйцеклетки или эмбрионы, полученные от молодых здоровых доноров, прошедших полное обследование) даст им в итоге здорового ребенка, которого вынашивать они будут самостоятельно, пройдя этап родов и грудного вскармливания. Да, генетически это не их ребенок, но новорожденный, который постоянно видит лицо своей матери и отца, начинает копировать их мимику, растет и развивается в семье со своим индивидуальным укладом и внешне становится очень похожим на своих родителей.

Подготовили: Татьяна Плющай и Анна Буянова