Фото: Denise Jans/Unsplash
Фото: Denise Jans/Unsplash

Нуреев. Белый ворон (The White Crow)

Рудольф Нуреев отправляется с труппой Кировского театра в Париж, где выясняет отношения с сотрудниками КГБ, играет в паровозики, медитирует на картину Жерико «Плот "Медузы"», влюбляется, скандалит, танцует и, в конце концов, решает не возвращаться в Советский Союз. Рэйф Файнс, не чужой российскому кино человек, пригласил в свой фильм Равшану Куркову, Чулпан Хаматову и Сергея Полунина, а главную партию доверил танцовщику из Казани Олегу Ивенко. «Белому ворону», тонкому и порой чересчур аккуратному, несколько не хватает животного обаяния самого Нуреева: своей интеллигентностью и старомодностью картина скорее напоминает его учителя Александра Ивановича Пушкина, сыгранного самим Файнсом. И, хотя сексуальная жизнь Рудольфа Нуреева играет в его истории не последнюю роль, фильм выглядит почти целомудренным — правда, из-за голых мужчин в кадре и пары откровенных сцен «Белый ворон» получил в России рейтинг «16+».

Игры разумов (The Professor and the Madman)

Русское название, похожее «до степени смешения» на старые «Игры разума» с Расселом Кроу, — чуть ли единственный недостаток этого фильма, где, собственно говоря, и игр-то никаких нет: люди занимаются вполне серьезным делом, составляя Оксфордский словарь английского языка. Руководит процессом гениальный самоучка Джеймс Мюррей, а помогает ему бывший врач Уильям Майнор, который лишился душевного здоровья, зато сохранил острый ум вместе с необъятной памятью и теперь шлет из психиатрической лечебницы готовые статьи для будущего лексикона. Дуэт Шона Пенна и Мела Гибсона, заросших живописными бородами, превращает эту историю, которая на первый взгляд кажется не слишком увлекательной, в одну из лучших картин года. Можно было бы, конечно, сводить на «Игры разумов» детей, чтобы показать, какой интересной и непростой штукой может оказаться словарь, однако сцены, где Майнора лечат и где сам он занимается членовредительством, все-таки очень неприятные. Прямо очень, очень неприятные.

Рецензию читайте здесь.

Букашки-2 (Minuscule — Les mandibules du bout du monde)

Новые приключения божьей коровки, которая на этот раз упала в посылку с каштановой пастой и перенеслась из холодной Франции в далекую Гваделупу. Там, конечно, светит жаркое солнце и плещут волны теплого моря, но зато вся местная фауна и даже отчасти флора норовит полакомиться французским деликатесом. Для того чтобы оценить картину Тома Сабо и Элен Жиро, необязательно смотреть первую часть этой истории (достаточно знать, что у божьей коровки есть друзья — черные муравьи, которые готовы отправиться за ней на край света) и даже не нужно быть скучающим в праздники ребенком: это, в первую очередь, очень красивый фильм с пейзажами, которые напоминают передачи National Geographic, — нарисованы здесь только сами насекомые. И, что самое удивительное, никто из них не разговаривает: все только жужжат и пищат, как им, собственно говоря, и положено, однако оторваться от этого зрелища невозможно.

В метре друг от друга (Five Feet Apart)

В идее мелодрамы о любви двух неизлечимо больных подростков есть что-то бессовестно манипулятивное, и что-то похожее мы уже видели миллион раз, но, если хочется посмотреть в праздники романтическое кино, идти нужно на «В метре друг от друга». Неожиданностей от фильма ждать не стоит — режиссер Джастин Бальдони честно рассказывает заявленную в анонсах и трейлерах историю: Стелла с Уиллом больны муковисцидозом, и им нельзя приближаться друг к другу ближе, чем на пять футов (это вообще-то полтора метра, однако не будем придираться), но очень хочется быть вместе. Главный сюрприз здесь в том, что это, как ни удивительно, хорошая картина с отличной парой главных героев, которых обаятельно и тонко играют Хейли Лу Ричардсон и Коул Спроус. Понятно, что рассчитан фильм главным образом на подростков (хотя на экране по очевидным причинам все вполне целомудренно, совсем маленьким детям вряд ли будет интересно) и глубоким его не назовешь, но не разрыдаться в зале невозможно.

По воле божьей (Grâce à Dieu)

Почти документальный фильм Франсуа Озона не просто основан на реальных событиях: поскольку скандал со священником Бернаром Прейна и покрывавшим его кардиналом Барбареном еще далек от завершения, «По воле божьей» — неотъемлемая часть этой истории, герои которой продолжают разбираться с собой и своим прошлым, пытаясь спасти тех, у кого еще есть шанс вернуться к нормальной жизни. Трое мужчин с разными судьбами и разными характерами вспоминают свое детство в лагере бойскаутов, домогательства педофила Прейна, ищут других его жертв (количество которых исчисляется десятками) и борются за то, чтобы преступления были преданы гласности, а виновные понесли наказание — неважно, какие посты в Ватикане они занимают. Озон в этой картине предельно серьезен и вообще не совсем похож на себя: если не считать самих разговоров о сексуальных домогательствах, в фильме почти нет ничего неприличного, кроме пары кадров, — да и то, если сильно присматриваться. Впрочем, вряд ли кто-то пойдет смотреть его с детьми — даже в образовательных целях.

Мстители: Финал (Avengers: Endgame)

К суперфиналу «Мстителей» уже успел намертво прилепиться ярлык «элегический», и, откровенно говоря, отдирать его не хочется: это действительно печальный и меланхоличный фильм о прошлом и памяти. Непрожитое, неслучившееся, несбывшееся — в этом эпосе, где герои путешествуют по разным временам и параллельным пространствам, они уже пережили, кажется, все возможные приключения, но гораздо важнее то, чего с ними не произошло, и то, от чего им пришлось отказаться. Было бы, наверное, неплохо снять последнюю часть «Мстителей» вообще без компьютерной графики, чтобы стареющие супергерои сидели где-нибудь на деревянной веранде и, жмурясь на солнце, погружались в воспоминания, но режиссеры Энтони и Джо Руссо остаются верны себе и обязательствам перед продюсерами. Есть здесь и спецэффекты, и грандиозные сражения, и нежданные путешествия: после того как Танос щелчком пальцев уничтожил половину вселенной, те Мстители, что еще не рассыпались в прах, призывают на помощь Человека-Муравья с его тайными умениями и отправляются в свой последний крестовый поход. Хотя фильм, конечно, мрачноват и герои не слишком церемонятся с врагами, российский рейтинг «16+» — это все-таки перебор.

Синонимы (Synonymes)

Фильм, ставший победителем Берлинского кинофестиваля, — странный, смешной, злой и вызывающий раздражение: то трясущейся камерой, то нездоровым упрямством главного героя. Израильтянин Йоав, отслужив в армии, приходит к выводу, что с родиной у него нет ничего общего, и отправляется в другую обетованную землю — во Францию. В первую же ночь у него крадут все вещи, и Йоав едва не замерзает насмерть в огромной квартире в центре Парижа, однако утром, голый, как младенец, начинает новую жизнь — не без помощи сердобольных соседей. Отказываясь говорить на иврите, он повсюду таскает с собой словарь, чтобы заучивать французские слова и их синонимы, но забыть прошлое и вылепить из себя другого человека оказывается труднее, чем ему представлялось. Учитывая, сколько времени главный герой проводит на экране без одежды и что он при этом с собой делает, для семейного похода в кино лучше все-таки выбрать что-нибудь другое.

Рецензию читайте здесь.