Все новости

Редакционный материал

Мама для поросенка

На экраны выходит «Амбивалентность», второй после «Рыбы-мечты» фильм Антона Бильжо, — история двух начинающих психиатров, каждый из которых сходит с ума по-своему

1 Апрель 2019 15:50

Кадр из фильма «Амбивалентность» Фото: пресс-служба

Жаль, что короткометражные фильмы — не самый ходовой товар на наших кинорынках. Потому что если убрать из «Амбивалентности», которая зачем-то идет почти два часа, все лишнее, получится отличная картина минут на 30 — и то, если не трогать сцены секса, снятые с большой любовью: ту, что в лифте во вспышках стробоскопа, и ту, которая с гирляндами из светодиодов. Все, что останется, можно пересказать буквально в двух словах: сначала Петя и Стас дружат, потом Петя спит с мамой Стаса, а в конце концов, Стас, узнав об этом, начинает сходить с ума от ревности — то ли к матери, то ли к другу. В общем, история на полтора куплета жестокого городского романса. 

Кадр из фильма «Амбивалентность» Фото: пресс-служба

Несмотря на некоторую рыхлость воплощения, в «Амбивалентности» чувствуется жесткий и прочный каркас. Задним числом кажется, что уже по первой сцене, где невозмутимый Стас целится из лука в мишень, а перед ним мечется кабанчиком юродствующий Петр, можно угадать все, что будет происходить дальше. Это действительно хорошая драматургия, где все луки стреляют в нужный момент, стрелы летят, куда задумано, а символы вроде святого Себастьяна расставлены в правильных местах. Сценарий «Амбивалентности» написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова, авторы «Зимнего пути», и было бы интересно узнать, почему они впервые отдали свой материал другому режиссеру — наверняка ведь не только из-за того, что папа Антона Бильжо по образованию психиатр, как и главные герои картины.

В общем, конечно, бог с ними, с этими длиннотами и паузами: не сокращать же действительно сцены секса (ту, что в лифте со стробоскопом, и ту, которая со светодиодами) или диалоги, в которых герои разговаривают на удивление человеческим языком. Обидно, что места не хватило, например, для выступления Пети, где проговариваются важные для фильма вещи. Вместе с опоздавшим и уже не вполне вменяемым Стасом мы застаем только конец доклада, где его друг и по совместительству любовник матери рассуждает о том, что в человеке, который изо всех сил пытается соответствовать придуманным неизвестно кем стандартам, могут таиться такие бездны безумия, которые и не снились рядовому сумасшедшему.

Кадр из фильма «Амбивалентность» Фото: пресс-служба

Фильм Антона Бильжо, по сути, посвящен не столько амбивалентности (сосуществованию взаимоисключающих эмоций — например, любви и ненависти — как одном из признаков шизофрении), сколько именно этим Петиным тезисам. Сам Петр, балбес и вечно хрюкающий поросенок, который играет на барабанах в какой-то очень альтернативной группе, ведет себя вроде бы неадекватно: затевает драки в кабаках, отдыхает лежа на проезжей части и спит с мамой лучшего друга, — и при этом вполне нормален. Зато Стас, прилежный студент, который занимается стрельбой из лука и не признает секса без любви, в действительности переполнен комплексами и постепенно сходит с ума, подглядывая за Петей и своей матерью сквозь щели в фальшфасаде — словно через глаза, вырезанные в баннерной сетке художником Кириллом Кто.

Кадр из фильма «Амбивалентность» Фото: пресс-служба

При этом «Амбивалентность» — не столько иллюстрированный учебник по психиатрии, сколько история об ужасах взросления: все герои картины чудовищно инфантильны. Отчасти этому способствует то, что Петя и Стас в свои 25-26 лет по-прежнему учатся, пусть и в ординатуре. (Правда, ординатуру, кажется, к этому возрасту обычно уже заканчивают, но всякое бывает.) Петр вообще поначалу живет с суровой бабушкой (Галине Стахановой давно пора попробовать себя в каком-нибудь хорроре), а когда все-таки снимает квартиру, встречается там с мамой — пусть и с чужой. В ресторане ему не наливают алкоголь без паспорта, одежду Пете покупает Катерина Сергеевна, мать Стаса, а о его подростковых эскападах и говорить нечего. Сама Катерина Сергеевна в своей красной шапочке тоже пытается вернуться если не в детство, то в отрочество: ходит с сыном по концертам, заводит любовника вдвое младше себя, да и в сценах секса (стробоскоп, светодиоды — ну, вы помните) выглядит лет на 25, за что, конечно, отдельное спасибо сыгравшей ее Ольге Цирсен. Ее муж, большой и шумный отец Стаса, тоже кажется Петиным ровесником, отчего, кстати, не совсем понятно, зачем Катерине все это понадобилось.

Единственным человеком во этой компании, кто в конце концов совершает взрослый, пусть и страшный, поступок, оказывается Стас, радикальным образом положивший конец детским забавам. Видимо, чтобы повзрослеть, нужно сойти с ума и, спрятавшись в темном чулане вместе с другими безумцами, смотреть, как на свету играют над пропастью беззаботно хрюкающие дети. Такая вот амбивалентность.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

На экраны выходит фильм «Ван Гоги», после которого режиссеру Сергею Ливневу можно простить продюсирование ремейка «Служебного романа» и даже перестать рекламировать его как сценариста картины «Асса»
На экраны вышел фильм «Тобол», по поводу которого еще до премьеры бушевали страсти. Над его сценарием работал Алексей Иванов, издавший потом одноименный роман, однако, увидев, во что превратилась его история, писатель попросил не упоминать его в титрах как сценариста. И теперь понятно почему
С 3 по 8 апреля в России пройдет пятый Международный фестиваль документального кино «ДОКер». «Сноб» составил гид по самым интересным событиям фестиваля