Что почитать на майские по теме «Биология и физика»
Роберт Сапольски. «Биология добра и зла»
В новой книге «Биология добра и зла», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер», стэнфордский профессор биологии и неврологии Роберт Сапольски объясняет, какие факторы влияют на поведение человека. «Сноб» публиковал главу, которая рассказывает, почему женщины могут вести себя агрессивно:
«Женская агрессия — кроме материнской — традиционно видится пассивной, скрытой. Как заметила Сара Блаффер Хрди, ведущий приматолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, до 1970-х гг. почти никто даже и не думал исследовать конкуренцию среди женщин.
Тем не менее особи женского пола часто бывают агрессивны по отношению друг к другу. Это наблюдение попросту скидывают со счетов с помощью аргумента из области психопатологии: если, скажем, самка шимпанзе ведет себя агрессивно вплоть до убийства, такое поведение объясняют тем, что она — хм-м… — ненормальная. Или женская агрессия рассматривается как гормональный «выброс». У самок шимпанзе происходит синтез небольшого количества андрогенов в надпочечниках и яичниках; сторонники «выброса» считают, что синтез «настоящих» женских гормонов происходит как-то неаккуратно и некоторые мужские гормоны тоже по недосмотру выделяются. А так как эволюция — дама ленивая, она не удосужилась убрать из женского мозга рецепторы мужских гормонов, вот так и получается тестостероновая агрессия у женщин.
Такие суждения неверны по ряду причин… »
Анджей Гришевский. «Он. Разговор про тот самый орган»
Cексолог Анджей Гришевский в своей книге «Он. Разговор про тот самый орган» отвечает на вопросы журналиста Пшемыслава Пиларски и рассказывает, почему мужчинам не нужно стесняться обсуждать проблемы интимного характера, как принять свое тело и как отличить правду от мифов.
«— Всегда ли с эякуляцией приходит оргазм?
— Эякуляция не всегда означает оргазм, так же, как и наоборот. Семяизвержение рождается в пенисе, а оргазм — в мозгу. У большинства мужчин сначала случается оргазм, а через секунду-две — эякуляция.
Поэтому те, кто ориентируется в искусстве любви, например, индусы, умеют после оргазма сдержать эякуляцию, чтобы продолжать секс. В Индии это называют техникой тысячи толчков. Они могут сделать тысячу фрикций во влагалище или анальном отверстии, прежде чем произойдет эякуляция. Они возбуждаются на 60, 70, 80, 90, 95%, достигают психологического оргазма — который от эякуляции обычно отделяют две секунды — и сдерживают сексуальную активность, не кончая. Возбуждение спадает до 70 или 40%. И снова. Это очень редкое умение в наших широтах.
— А что касается эякуляции без оргазма?
— У моих пациентов, имеющих проблемы с матерью или другими женщинами, стыдившими их, бывает эякуляция без оргазма. Потому что у них в голове загорается красная лампочка: «Мне не может быть хорошо с женщиной, женщина — наихудшее зло».
Катарина Вестре. «280 дней до вашего рождения»
В книге «280 дней до вашего рождения» (издательство «Бомбора») норвежский биохимик Катарина Вестре рассказывает о поэтапном развитии плода в утробе матери — в какой момент определяется пол будущего ребенка, какой из всех органов начинает формироваться раньше всего и почему первые две пары почек непригодны для жизни.
«К началу третьего месяца вы уже размером с ягоду клубники. У вас широкий и приплюснутый нос, глаза далеко отстоят друг от друга. С высоким лбом и большой головой вы немного похожи на пришельца, однако за следующие несколько недель вы приобретете вполне человеческие черты. Ваши темные круги глаз прикроются тонкими веками, изогнутая голова еще немного распрямится, подбородок вырастет, и шея станет более выраженной.
В этом месяце наконец-то можно будет понять, кем вы станете — мальчиком или девочкой. Первые несколько недель разницы между полами нет никакой, и скорее всего именно поэтому у мальчиков тоже есть соски — не то чтобы они им нужны, просто они формируются до появления гендерных различий. Даже внутренние половые органы представляют собой одну и ту же обобщенную структуру. Независимо от пола эмбриона у него формируются два мешочка, присоединенные оба к небольшим канальцам. Но на седьмой неделе начинается трансформация, и вашим генам предстоит решить, что будет дальше: если в последней паре хромосом у вас есть Y-хромосома, то эти мешочки станут яичками; если же там две X-хромосомы, то они превратятся в яичники».
Стивен Хокинг. «Краткие ответы на большие вопросы»
Последняя книга Стивена Хокинга «Краткие ответы на большие вопросы» стала мировым бестселлером. В ней ученый ответил на 10 самых главных, по его мнению, вопросов: о Боге, о жизни, о будущем и об искусственном интеллекте.
«Я лично очень заинтересован во времени. Во-первых, моя книга, ставшая бестселлером и главной причиной моей известности за границами научного сообщества, называлась «Краткая история времени». Кто-то даже мог подумать, что я эксперт по времени, хотя, конечно, в наши дни быть экспертом, наверное, не самое лучшее дело. Во-вторых, как человек, которому в двадцать один год сказали, что ему осталось пять лет жизни, но у которого в 2018 году за плечами уже семьдесят шесть лет, я эксперт по времени в другом, гораздо более персональном смысле. Я очень остро и тревожно ощущаю течение времени и бОльшую часть жизни прожил с ощущением, что дарованное мне время, как говорится, взято взаймы.
Не припомню периода, когда мир находился политически в более нестабильном положении, чем сейчас. Огромное количество людей в экономическом и социальном смысле чувствуют себя выброшенными на обочину. В результате они обращаются к популистским или, по крайней мере, популярным политикам, имеющим ограниченный опыт государственной деятельности, чья способность принимать обдуманные решения в моменты кризиса все еще нуждается в проверке. Из этого следует, что стрелку часов Судного дня приходится переводить ближе к критической точке, учитывая действия безответственных или злонамеренных сил, подталкивающих наступление Армагеддона».
Приямвада Натараджан. «Карта Вселенной»
Профессор астрономии и физики Йельского университета Приямвада Натараджан в своей книге «Карта Вселенной» («Альпина нон-фикшн») рассказывает об открытиях, которые в прошлом веке изменили представления о Вселенной, и о том, почему новые открытия не всегда находят отклик среди научного сообщества.
«Представьте, как Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро используют свои немалые индуктивные и дедуктивные способности для расследования убийства. Есть улики, мотив и место преступления — но не хватает жертвы. Астрономы, которые пытаются обнаружить темную материю — нечто невидимое, пронизывающее космос, — оказываются лицом к лицу с такой же загадкой. Подобным образом происходит охота на черные дыры — мы можем только искать следы влияния невидимой материи на окружающее пространство. Можно выявить влияние гравитационного поля черной дыры на близлежащие объекты и, учитывая общую относительность, исследовать, как невидимая материя преломляет свет. Но это по-прежнему остается астрономическим аналогом состава правонарушения с точки зрения обвинителя — сложно доказать убийство при отсутствии тела.
Однако темная материя представляет собой куда более неуловимую добычу, чем черные дыры: в отличие от обычной материи она не излучает, не поглощает и не отражает электромагнитные волны. Она инертна. Единственное, что мы знаем точно, — частицы темной материи, которые, вероятно, сформировались во Вселенной очень рано, несмотря на свою специфичность, имеют массу, составляющую почти всю общую массу материи во Вселенной, и под действием гравитации эти частицы собираются в отдельные массивы. Все известные элементы периодической таблицы, включая те, из которых построено наше тело, составляют мизерные 4 % всего состава Вселенной, включая материю и энергию, — крайне незначительное число по отношению к количеству темной материи. Темная материя является основой для формирования и изменения звезд и галактик. И все же мы знаем о ней очень мало».