Женщины и карьера

 Фото: Пресс-релиз
Фото: Пресс-релиз

Если на Западе чуть ли не каждый день разгораются новые скандалы, связанные с сексуальными домогательствами на работе, то в России градус возмущения этой проблемой относительно низок: актуальной ее считает менее 20 процентов опрошенных. Не жалуются россияне и на «стеклянный потолок» — неформальный барьер, который ограничивает продвижение женщины по карьерной лестнице. Почти половина участников опроса считает, что у мужчин и женщин в России равные условия для профессионального роста.

Вместе с тем более половины всех респондентов не осуждают работодателей, которые отказывают молодым девушкам в приеме на работу, опасаясь, что тем вскоре понадобится декретный отпуск, и только 31 процент опрошенных поддержал женщин, у которых работа в приоритете над домашним хозяйством. Одновременно 70 процентов респондентов одобряют женщин, которые зарабатывают больше своего мужа.

«Вне зависимости от того, что считают россияне, новая экономика несет объективное равенство, предоставляя равные возможности и для женщин, и для мужчин — бизнесом в интернете может управлять кто угодно, — считает бизнес-тренер Ирина Хакамада. — С развитием новой экономики и снижением роли традиционных отраслей неравенство в карьерных перспективах будет постепенно отходить на второй план».

Насилие в семье

 Фото: Пресс-релиз
Фото: Пресс-релиз

Принятие закона о декриминализации домашнего насилия в 2017 году в целом отражает общественные настроения: только 31 процент опрошенных считает, что в этом вопросе необходимо госрегулирование. 39 процентов участников опроса заявили о допустимости физического насилия в семье. Намного чаще такой позиции придерживаются мужчины. Почти половина из них не скрывает, что иногда в решении домашних конфликтов прибегает к силе.

Нормальным считают физическое наказание детей в воспитательных целях 28 процентов респондентов, а с точки зрения 6 процентов опрошенных россиян применение силы дома вообще полезно. 10 процентов респондентов не считает насилием принуждение жены к сексу.

«В реальности цифры могут быть даже выше, — отмечает гендиректор компании “Михайлов и партнеры. Аналитика” Людмила Горюнова. — Несмотря на то что мы стремились сделать вопросы как можно более нейтральными, некоторые респонденты могли сказать, что насилие в семье недопустимо потому, что этот ответ кажется им социально приемлемым, а не потому, что домашнего насилия нет в их семье».

Женщины в рекламе

 Фото: Пресс-релиз
Фото: Пресс-релиз

Общественное мнение формируется под влиянием множества факторов, в том числе и образов, которые воспроизводит реклама. Поэтому феминистки по всему миру выступают за запрет сексистских роликов на законодательном уровне. «Любая дискриминация должна быть изничтожена, и тут допустимы любые меры, в том числе и законодательные. Государство должно использовать свои механизмы, чтобы помогать нам, быть нашим партнером», — считает активистка фемдвижения Татьяна Никонова. 

Вероятно, большинству россиян не понравилось бы введение такого запрета: 68 процентов респондентов одобряют рекламу с участием физически привлекательных и красивых женщин, тогда как ролики с призывами к женщинам стать сильнее и чувствовать себя смелее приветствуют лишь 42 процентов опрошенных. Не нравится участникам опроса и излишняя реалистичность в рекламе женских гигиенических средств — идея использования красной краски вместо традиционно демонстрируемой синей вызвала негативную реакцию почти половины респондентов. Вместе с тем 59 процентов опрошенных не хотели бы видеть сексистские шутки в рекламе.

Отношение россиян к феминизму

 Фото: Пресс-релиз
Фото: Пресс-релиз

Судя по результатам опроса, россияне не слишком обеспокоены проблемами гендерного неравноправия: важной ее назвал только каждый четвертый респондент. Две трети опрошенных выступили против использования феминитивов для обозначения профессий, 26 процентов считают необходимым менять окончания только с учетом действующих правил русского языка («аспирантка», «журналистка» и т. д.), и всего 5 процентов согласны употреблять феминитивы даже в тех случаях, когда феминизированное слово выглядит непривычно («президентка», «блогерка», «авторка»). 

Мужчина, называющий себя феминистом, не вызывает одобрения у 41 процента опрошенных, при этом 85 процентов опрошенных положительно относятся к мужчинам, которые наравне с женщинами занимаются домашним хозяйством. Такие неоднозначные цифры, по мнению гендерного эксперта международного агентства «ООН-Женщины» Елены Мезенцевой, в целом характерны для стран постсоветского пространства и объясняются эклектичностью сознания населения, в котором перемешаны патриархальные традиции с ценностями, формирующимися под влиянием западных стран.

«Равнодушное и даже несколько негативное отношение к феминизму в современном мире объясняется тем, что этот термин возник в другую эпоху и при абсолютно других условиях. Сегодня феминизм по аналогии с движениями за права женщин ХХ века ассоциируется с революционной борьбой: он как будто застрял в 20-х годах прошлого столетия, поэтому в современных реалиях понятие “феминизм” выглядит устаревшим, — объясняет Ирина Хакамада. — Необходимо его заменить, придумать что-то новое, чтобы показать связь феминистской повестки с другими аспектами современного общества, в том числе новой экономикой и изменившимся распределением ролей. Тогда, возможно, вслед за обновлением философской базы феминизма изменится и отношение к нему».

Подготовила Ксения Праведная