Фото: Markus Spiske/Unsplash
Фото: Markus Spiske/Unsplash

За последние несколько лет появилось немало восторженных отзывов об ЛСД в микродозах, однако не было практически никаких научных подтверждений его эффективности. Первое клиническое исследование физиологических и поведенческих эффектов, вызываемых микродозами ЛСД, недавно провели ученые из Чикагского университета. 

Повышение продуктивности, креативности, энергичности и улучшение психического здоровья — такие эффекты якобы наблюдаются при употреблении ЛСД в незначительных дозах с периодичностью раз в три-четыре дня. При этом дозировка наркотика должна быть недостаточной, чтобы вызвать галлюцинации.

Хотя в среде наркопотребителей об этом возможном феномене говорят уже по меньшей мере десять лет, в широких кругах эта идея приобрела популярность после статьи, опубликованной в 2015 году в журнале Rolling Stone. Авторы утверждали, что многие молодые специалисты из Силиконовой долины принимают ЛСД в небольших дозировках, чтобы стимулировать мозговую активность. Вместе с тем оставалось неясным, связан ли некий положительный эффект, о котором говорили сторонники такой ЛСД-терапии, с действием самого вещества или с эффектом плацебо, поскольку серьезных исследований микродозинга ЛСД на людях не проводилось по причине установленного запрета. 

Лишь недавно такой эксперимент провела группа ученых из Чикагского университета. 

Для проведения двойного слепого плацебо-контролируемого исследования (клиническое испытание, в котором ни исследователь, ни испытуемый заранее не знают о том, какое именно лекарство назначено тому или иному испытуемому, а контрольная группа участников эксперимента получает плацебо, по внешним признакам неотличимое от исследуемого препарата. — Прим. ред.) было выбрано 20 добровольцев, которым на протяжении месяца раз в неделю вводили по микродозе ЛСД. 

Как говорится в статье, участники эксперимента получали разные дозы вещества: 6,5, 13 и 16 мкг, в то время как для галлюциногенного эффекта необходимо 100–200 мкг. После введения дозы ЛСД испытуемый оставался под наблюдением в течение восьми часов и проходил физиологические, поведенческие и когнитивные тесты.

Эксперименты показали, что доза в 26 мкг вызывает достаточно сильные ощущения, близкие к наркотическому эффекту, поэтому она не подходит в качестве «оптимальной» микродозы. У участников исследования, получивших дозу в 26 мкг, повышалось артериальное давление, в то время как введение меньших доз ЛСД приводило лишь к незначительным изменениям артериального давления. Вместе с тем даже при введении 26 мкг у испытуемых не было зафиксировано изменений в температуре тела или частоте сердечных сокращений.

Одним из самых интересных результатов стало то, что ни одна из микродоз не оказывает значительного влияния на настроение и мыслительные процессы. Участники эксперимента, получившие дозу ЛСД и плацебо, одинаково справлялись со всеми тестами, кроме творческого: чтобы справиться с ним, испытуемые, выполнявшие задание под ЛСД, предпринимали больше попыток.

Также выяснилось, что микродозинг ЛСД не способствует более оптимистичному восприятию реальности. Напротив, под действием наркотика участники эксперимента менее оптимистично оценивали изображения, которые в обычном состоянии вызывают у людей позитивные эмоции. 

Вместе с тем у исследования, проведенного учеными из Чикагского университета, есть слабые стороны и ограничения, которыми можно объяснить расхождение полученных результатов с многочисленными «положительными» отзывами о микродозинге ЛСД. В ходе эксперимента участникам вводили разные дозы наркотика раз в неделю в течение месяца, тогда как люди, принимающие ЛСД в качестве «допинга для ума», делают это в стабильной дозировке и на постоянной основе — и эффективность такой стратегии остается неизученной. «Необходимо исследовать эффективность продолжительного микродозинга ЛСД, а также провести эксперимент с участием людей, пробовавших принимать ЛСД в микродозах, но не достигших желаемого эффекта», — отмечают исследователи.

Главный вывод, к которому удалось прийти ученым, касается оптимального количества вещества для проведения последующих экспериментов. По их мнению, «оптимальная» доза равняется 13 мкг. На их взгляд, наркотик в такой дозировке не вызывает серьезных физиологических изменений, которые могли бы негативно отразиться на повседневной жизни участников эксперимента. 

Несмотря на то что на данный момент исследователям не удалось зафиксировать значительных изменений в эмоциональном, умственном или физическом состоянии, вызываемым микродозингом ЛСД, окончательные выводы о потенциале наркотика в качестве антидепрессанта или стимулятора умственных способностей делать рано. Ученым еще предстоит объяснить, с чем связаны позитивные ощущения, о которых говорят адепты микродозинга ЛСД. 

Михаил Михайлов, д. м. н, ведущий научный сотрудник научно-клинического отдела ГБУЗ «МНПЦ Наркологии ДЗМ»:

В самой идее микродозинга любых, а не только галлюциногенных, психоактивных веществ ничего нового нет. Если доза лекарственного вещества не вызывает желаемого лечебного эффекта, можно либо ее увеличивать, либо уменьшать. Цель состоит в том, чтобы достигнуть оптимального ответного резонансного уровня реагирования организма на психоактивное вещество. Еще академик Павлов советовал при неэффективности лекарства последовательно уменьшать его дозу в два, четыре, восемь, шестнадцать и более раз, добиваясь того, чтобы оно начало действовать максимально эффективно. В 90-е годы XX века при лечении наркомании этим успешно занимался психиатр-нарколог Олег Браво. Более интересен вопрос, на каком юридическом основании в США возобновили эксперименты над человеком с использованием ЛСД. Подобные эксперименты, начиная с 70-х годов XX века, в США были категорически запрещены, исключения не было сделано даже для такого выдающегося исследователя, как Станислав Гроф, несмотря на то что его эксперименты с ЛСД показали высокую эффективность и в научном мире признаны классическими. Видимо, наркотическое лобби в США начинает брать верх, а может быть, в каких-то кругах возникла настойчивая потребность в новых способах модификации сознания?

Евгений Брюн, главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России:

Использование ЛСД в каких бы то ни было целях запрещено, причем не только в России, но и по всему миру, поскольку ЛСД внесен в первый список наркотических средств, в который входят наиболее опасные соединения, запрещенные к свободному распространению. Любые попытки реанимировать ЛСД вызывают подозрения в нелегальном лоббировании наркотика со стороны наркомафии. Приведу аналогию: в свое время в печати была масса заказных статей о том, что курение табака помогает алкоголикам выдерживать ремиссию. Могу сказать одно: это мусорные разговоры, которые только путают сознание молодежи. В России подобные исследования полностью исключены.

Согласно российскому законодательству, ЛСД входит в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, за распространение которых предусмотрена уголовная ответственность.

Подготовили Ксения Праведная, Руслана Ширшова