Фото: Public domain
Фото: Public domain

В десятку самых авторитетных журналистов в 2019 году, по версии «Левада-центра», так же как и пять лет назад, входят Владимир Соловьев (1-е место — 23 процента), Владимир Познер (4-е место — 6 процентов), Ольга Скабеева (5-е место — 6 процентов), Дмитрий Киселев (6-е место — 5 процентов), Евгений Попов (7-е место — 4 процента), Артем Шейнин и Ирада Зейналова (9-е и 10-е место — по 3 процента).

Телевидение остается главным источником информации у россиян. Тем не менее за последние 5 лет его аудитория заметно сократилась. Если в марте 2009 года 94 процента жителей страны узнавали новости по телевизору, в марте 2014 года — 90 процентов, то в марте 2019-го их доля сократилась до 72 процентов.

В исследовании «Левада-центра» в 2014 году отмечалось, что, хотя людей, которые сомневаются в правдивости передач на государственных телеканалах, стало больше, это не влияло на объем потребления контента данных СМИ. Но последние пять лет аудитория активно переходит в интернет-пространство. По данным «Левада-центра», в 2019 году 34 процента россиян узнают информацию из соцсетей и еще 32 процента — из интернет-изданий. За эти годы количество людей, использующих социальные сети как информационный ресурс, выросло более чем вдвое, и на 8 процентов увеличилось число тех, кто пользуется интернет-изданиями. «Люди среднего возраста не могут смотреть телевизор, пока они находятся на работе, — отмечает доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт по телевизионному рынку Анна Толоконникова, — зато они могут следить за новостями с помощью интернет-ресурсов. Так что тут, скорее, дело в удобстве, а не в том, что многие резко переключились на интернет-СМИ». 

Уже несколько лет сокращается аудитория общественно-политических программ. Одна из причин — непропорционально большое количество внешней политики и новостей из других стран

«Общее снижение просмотра телевизора тоже неоднородно, — говорит директор Института современных медиа Кирилл Танаев. — Если говорить о рейтингах тематических телеканалов или, к примеру, сериалов и развлекательных шоу на федеральных каналах, то тут ситуация стабильная. Аудитория тематического телевидения вообще растет. Но уже несколько лет сокращается аудитория общественно-политических программ. Одна из причин — непропорционально большое количество внешней политики и новостей из других стран и слишком мало на этом фоне новостей о России и реальной, неприукрашенной жизни российских регионов».

Несмотря на то что меньше всего доверяют телевидению люди до 35 лет, а также наиболее обеспеченные и образованные жители столицы, которые привыкли использовать несколько источников информации, доля тех, кто начал сомневаться в телевидении, растет и среди россиян старшего возраста, жителей малых городов и малообеспеченных людей, использующих телевидение как единственный канал получения новостей о стране и мире. По исследованию «Ведомостей», это зависит прежде всего от падения доверия к власти в целом и также от введения пенсионной реформы в 2018 году, которая в большей степени повлияла на аудиторию, прежде лояльную телевизионным государственным СМИ, — жителей регионов среднего возраста.

Одной из причин снижения доверия к федеральным телеканалам директор «Левада-центра» Лев Гудков называет усталость жителей страны от антизападной пропаганды. «Это, скорее, касается молодого поколения, которое привыкло получать информацию из социальных сетей и интернета, — говорит Толоконникова. — А старшее поколение как смотрело эти передачи, так и смотрит, и тут охват существенно не изменился. Более того, многие люди понимают, что передачи, грубо говоря, не совсем объективны, но смотрят их, потому что это просто интересно, это шоу. За последние годы даже появилось много новых общественно-политических ток-шоу, включая “60 минут”, выходящее на “России 1” с 2016 года.

Надо принять во внимание, что продюсеры на федеральных каналах так же зависят от рейтингов, как и все остальные. Они тоже получают деньги от продажи рекламы, и если рейтинги передач упадут, снизится и стоимость рекламы. Продюсеры ориентируются на свою аудиторию, они делают шоу, которое интересно смотреть людям, пусть оно и не совсем правдиво». 

Среди постоянной аудитории телевизионных СМИ, людей из возрастной категории 65+, доверие к федеральным телеканалам остается на уровне 74%

По результатам опроса «Левада-центра», в 2018 году респонденты отмечали более полное освещение в интернет-изданиях определенных общественно значимых тем, таких как личная жизнь чиновников и политиков, состояние экономики, акции протеста. 18% опрошенных говорят, что такие темы на федеральном телевидении в принципе не освещаются. Из отчета «Левада-центра» следует, что «более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике не соответствует действительности».

При этом растет количество людей, предпочитающих использование независимых источников информации. В 2019 году в целом по стране оно составляет около 35%. 

Среди постоянной аудитории телевизионных СМИ, людей из возрастной категории 65+, доверие к федеральным телеканалам остается на уровне 74%. Людям старшего поколения, стандартной аудитории телеканалов, которые не слишком активно пользуются интернетом, гораздо проще верить узнаваемым журналистам на экране, чем текстам интернет-журналистов, которые появились относительно недавно.

«Взгляды, темы и формат программ Владимира Соловьева и Андрея Малахова отвечают запросам их зрителей, и, конечно же, это сегодня самые известные медийные персоны, — говорит Кирилл Танаев. — Мы же говорим о массовой аудитории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такое большое число людей называет их как тех, кому доверяет».

Подготовила Анна Титова